-    наша внимательность, то есть способность чувствовать распределение энергии в группе;

-    знание приемов, с помощью которых мы можем направить энергию в нужное русло; иногда важно успокоить группу, но чаще бывает необходимо повысить уровень энергии.

В классических учебных ситуациях преподаватель доволен, если учащиеся сидят тихо и слушают его лекцию. На воркшопе участникам также иногда бывает необходимо усвоить большое количество информации. Но «соло» ведущего не должно длиться слишком долго. Нужно устраивать регулярные перерывы.

Однако мы можем сделать гораздо больше, чтобы наши участники оставались бодрыми, заинтересованными и сохраняли хорошее настроение. Если мы чувствуем, что уровень энергии падает (участники зевают, откидываются назад или беспокойно ерзают на стульях), можно предложить им упражнение на восстановление активного состояния.

В качестве примера я хотел бы представить вам упражнение, состоящее из четырех частей. Его можно использовать в качестве «активатора» в начале встречи и время от времени по ходу работы.

Упражнение «Земля, воздух, огонь и вода»

Воздух. Группа начинает дышать глубже, чем обычно. Участники встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в область головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра и колени и стремится дальше — к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Участники делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота — естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание можно использовать и по-друго-му: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась».)

Земля. Теперь участники должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Начните вместе с участниками сильно давить на пол, стоя на одном месте, топайте ногами и даже пару раз подпрыгните вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель — по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Скажите участникам, что они могут делать это упражнение в любое время, например, перед презентацией, когда нервничают и неуверенны. Это действие вмиг придаст их голосу громкость и убедительность.

Огонь. Участники активно двигаются. Живые, расслабляющие движения рук и ног напоминают рейв. Предложите участникам ощутить энергию в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Принимайте и сами участие в этом упражнении, чтобы неуверенные участники не казались себе нелепыми.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Участники просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы — кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Не забывайте участвовать сами.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒