9.    Оптимизм. Оптимизм по отношению к собственным способностям, знаниям и планам, к потенциалу участников необходим вам. Некоторые ведущие помогают себе сохранить оптимизм, работая лишь по проверенным программам. Но, во-первых, они не учитывают, что каждый воркшоп уникален, а во-вторых, лишаются возможности импровизации и развития своих способностей. Такой ведущий остается в «безопасной зоне», но сам ничему не учится. Большинство участников по достоинству оценивают попытки ведущего пробовать новое. Им нравится, ког да он делает то, чего ожидает от участников, — учится методом проб и ошибок.

Не менее чем профессиональный оптимизм, важна вера в способности участников. Многим ведущим трудно принять, что участники — любопытные, любознательные и готовые к экспериментам люди. Они исходят из пессимистического восприятия, согласно которому взрослые неохотно учатся и им трудно измениться, и потому в основном полагаются на техники и методы, которые призваны обходить или устранять сопротивление обучению и стимулировать мозговую активность. «Пессимистичному» ведущему также свойственна потребность контролировать участников. Это не лучшая позиция. Она приводит к падению авторитета ведущего и создает чрезмерное напряжение в отношениях между ним и членами группы. Результаты неутешительны, потому что участники по закону самоисполняющегося пророчества действительно демонстрируют нежелание и беспомощность. Уместно проявить оптимизм уже на стадии подготовки воркшопа, детально проработав тему и заранее продумав альтернативы. В этом случае мы, сталкиваясь с новыми для нас проблемами, сможем в зависимости от потребностей группы выбирать разные пути. Не все этапы обучения будут одинаково интересны или новы для участников. Но мы полагаемся на то, что на воркшопе возникнет интересная учебная ситуация, и участники только выиграют от этого.

10. Умение «отпускать». Ведущий должен избегать позиции учителя, который с помощью запугивания или похвалы добивается того, чтобы все учили что-то определенное в одно и то же время.

Намного продуктивнее другой подход: воркшоп — своего рода обучающая «вечеринка», и ведущий предоставляет каждому участнику самому решать, когда активно работать, когда сделать перерыв, на какие аспекты обучения обращать внимание. Такая открытая позиция означает, что ведущий оказывает как можно меньше давления. Как правило, мы не ссоримся с членами группы, допускаем, что они время от времени отвлекаются и не участвуют в упражнениях, принимаем разные мнения. Если мы даем свободу в обучении, то участники нередко принимают неожиданные решения и берут на себя инициативу.

Все это способствует уважительному отношению участников к ведущему, укреплению готовности к сотрудничеству. У членов группы возникает уверенность, что на воркшопе они смогут получить то, что им нужно. Если ведущий и сам готов обучаться, он может послужить образцом для учеников.

38 МОБИЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГИИ

Важная задача ведущего — следить за колебаниями уровня энергии в группе. Мы можем восстановить энергетический уровень, сделав паузу. Поддержанию энергии группы также способствуют:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒