5.    Интуиция. Использовать интуицию очень сложно, если ведущий ищет спасения в следовании конкретному методу и стремится смягчить неопределенность и риск группового процесса с помощью четкого планирования и воспроизводства проверенных учебных ситуаций. Мудрый ведущий доверяет своей интуиции. Он знает, что опыт, полученный им в жизни и на работе, незримо присутствует «на заднем плане». Он доверяет мудрости внутреннего голоса, который говорит ему: «Ты знаешь, что нужно в этой ситуации. Попробуй сделать так-то...»

6.    Терпение. Честолюбивый ведущий легко подвергается искушению ориентироваться на самых «быстрых» членов группы. Это приводит к разделению группы на «успешных» и «неуспешных». Искусство ведущего состоит в том, чтобы сделать возможной успешную работу даже для «отстающих» участников.

Еще одно искушение: мы надеемся, что понимание и « прорыв » в обучении будут происходить у большинства участников одновременно. Однако известно, что у каждого свой собственный учебный ритм, и это хорошо, потому что если бы все учились одинаково, работа в группе была бы невыносимо скучна как для участников, так и для самого ведущего. Поэтому мы должны следить за учебным процессом каждого в отдельности и способствовать тому, чтобы каждый испытал ощущение успеха. Следует постоянно предлагать участникам оценивать собственный процесс обучения и давать обратную связь об атмосфере в группе и учебных ситуациях. Если у группы или отдельных участников возникают трудности, надо пытаться их понять. Иногда сопротивление обучению имеет защитную функцию, иногда не подходят наши методы работы и нужно искать новые пути.

7.    Драматический талант. В наши дни все чаще приходится проводить презентации на работе. Многие приходят на воркшоп, чтобы поучиться этому сложному и порой вызывающему страх искусству.

Время от времени ведущий сам проводит небольшие презентации или делает короткий доклад. Может быть, вы расскажете историю, прочитаете реферат по специальности, представите философские размышления? Экспериментируйте, пробуйте и наслаждайтесь возможностью инсценировки, но не применяйте эту форму обучения слишком часто.

8.    Гибкость. Большинство участников восхищаются ведущим, который умеет импровизировать в рамках своей программы и умело настраиваться на возникающие трудности или новую ситуацию. Нередко воркшопы спланированы слишком жестко и потому менее интересны, чем могли бы быть. Часто используется слишком много вспомогательного материала. Участники неохотно воспринимают попытки навязать им информацию, у них есть некая неприязнь к заготовленному заранее. Они хотели бы участвовать в оригинальном, предназначенном именно для них учебном процессе. Поэтому рекомендуется предусмотреть достаточное количество альтернативных способов предоставления материала. Если какие-то идеи или действия не нравятся группе, можно со спокойной совестью отказаться от них и выбрать что-нибудь другое. Группа ценит, когда ведущий прислушивается к ее мнению. Иногда возможность выбора повышает радость от совместной работы: «Я могу предложить вам три способа работы по этой теме: один — традиционный, другой — оригинальный, а третий — требующий особых усилий. Что вы выбираете?»


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒