Даже если ведущий является любителем во многих областях, он все же может стать «образцом», «моделью» для своих участников, если обладает следующими качествами.

1. Ясное мышление. Ведущий может доказать эту способность разными способами — от хорошего планирования воркшопа до быстрого понимания возникающих проблем. Ясное мышление проявляется также в том, что ведущий признает относительную ценность различных теорий и техник обучения и избегает переоценки отдельных из них. Не менее важно, чтобы ведущий не пробуждал у участников чрезмерных ожиданий, которые в дальнейшем могут привести к разочарованиям. У него должно быть чутье на то, что может измениться, а что — нет. Следует бороться с мифом всемогущества, безграничности способностей к обучению и возможности достичь всего, чего мы только захотим. Ведущий должен быть в состоянии признавать границы — как собственные, так и участников, и организаций, в которых он работает.

Если вы замечаете, что теряете ясность восприятия, сделайте короткий перерыв. Дайте себе некоторое время на размышления или предложите группе помочь вам.

2.    Способность к пониманию. Важно замечать настроение отдельных участников и группы в целом. Этого можно достичь внимательным наблюдением. Ведущий должен видеть, когда между участниками возникает напряжение, следить за учебным процессом в группе. Бодрость и активность всегда сменяются утомлением, рассеянностью и нежеланием работать, эти колебания уровня энергии естественны, и нужно быть готовым к соответствующим действиям. Он также должен проявлять эмпатию. Эмпатия выходит за пределы «энергетического управления» группой. Ведущий пытается понять состояние отдельных участников, их жизненную ситуацию, проблемы на работе и в семье. Он осознает, что кому-то, возможно, хотелось бы получить новые знания, применимые для решения проблем повседневной жизни.

3.    Скромность. Ведущий должен помнить о своих сильных и слабых сторонах. Если вы чего-то не знаете, признайтесь в этом участникам и заказчикам. Важно также осознавать слабые места программы и учитывать их при планировании. Возможно, вы решите прибегнуть к помощи специалиста, организуете обмен ролями и поучитесь чему-либо у участников или договоритесь с ними, что будете учиться вместе. Тогда вы можете «начать с нуля» и вместе с группой разрабатывать желаемые навыки. Этот метод «обучения действием» (action learning) часто успешно применяется кинорежиссерами, цирковыми клоунами, артистами.

4.    Любознательность и интерес к новому. Ведущему полезно обладать любопытством журналиста, бесстрашием репортера, терпением ученого, чтобы углублять свои знания по определенным темам. Вы каждый раз начинаете с классического «Я знаю только то, что ничего не знаю» и входите в курс дела. Таким образом вы помогаете участникам набраться мужества и без стеснения спрашивать о том, что их интересует, учите их ставить точные вопросы, чтобы получить точные ответы. Исследовательская установка в обучении повышает эффективность любого воркшопа. А если вам трудно отвечать на вопросы, можете вместе с участниками определить способы получения нужной информации и навыков. К ним относятся экспертные опросы, поиск информации в библиотеках и в Интернете, запросы в профессиональные объединения, посещение конгрессов, разговоры с коллегами и клиентами, участие в дискуссиях и т. д.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒