Затем можно провести эту игру еще раз, чтобы каждый мог увидеть, насколько успешно он может отбрасывать нежелательные правила. Обычно при второй попытке участники более расслаблены и творчески активны, игра доставляет им удовольствие.

Возможные варианты дальнейшей работы:

• Вы можете спросить участников, какие правила они хотели бы использовать на воркшопе.

Можно вместе с участниками проанализировать ограничивающие правила, которые мешают им полностью реализовать возможности обучения или оказывают отрицательное влияние на их профессиональное развитие и личную жизнь.

37 ВЕДУЩИЙ КАК ОБРАЗЕЦ ПОВЕДЕНИЯ

я Участники воркшопа ожидают, что мы на практике выразим все то, чему учим других в теории: внутреннее спокойствие, творчество, способность к импровизации. Американцы называют это «Следуйте сказанному» ("Walk the Talk"). Если мы собственным поведением демонстрируем навыки, которым обучаем членов группы, то сможем служить для них «примером», нас будут «копировать». Участники относятся с уважением ведущему, чьи слова не расходятся с делом. Противоположное также верно: если нашим поведением мы противоречим тому, что проповедуем, мы быстро теряем свой авторитет. Важнейшие качества и умения, которыми должен обладать ведущий, таковы: аутентичность, готовность к обучению, коммуникативные навыки, способность к импровизации, уверенность в себе и скромность, эмпатия и интуиция, готовность помочь, умение работать с малыми и большими организациями, психологические знания, способность помогать себе и другим найти баланс в жизни и работе.

Это высокие требования. В то же время ведущий должен примириться с тем, что во многих областях, о которых идет речь на воркшопах, он скорее любитель, чем специалист. И это совершенно нормально. Ведущий может проводить весьма успешные воркшопы, посвященные развитию управленческих качеств, не имея опыта менеджерской работы. Он может проводить воркшоп, посвященный литературному творчеству, не будучи сам одаренным писателем. Лучшие практики не всегда лучшие учителя. Успешный менеджер может быть способен только к односторонней коммуникации, прекрасный писатель, возможно, совершенно слеп к потребностям начинающих, хороший иллюстратор, быть может, не знает, как помочь преодолеть страх людям, которые в первый раз за многие годы пытаются нарисовать картину.

Чтобы быть успешным ведущим, нужны другие качества. Важно уметь общаться, вдохновлять своих учеников, и тогда они будут задействовать собственные ресурсы. Ведущий может умело использовать недостаток специальных знаний, если даст понять, что сам хотел бы научиться чему-то в определенной профессиональной области.

Поэтому ведущий не должен ставить себе нереалистичных требований. Он не может все знать и уметь, но должен быть достаточно мудрым, чтобы признавать, что участники часто больше знают в той области, которой они занимаются профессионально. Он должен уметь использовать чужие навыки и знания в учебном процессе. Тогда он будет хорошей «моделью» для участников, которые тоже ведут группы или руководят людьми. Они могут научиться пробуждать ресурсы в собственных группах.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒