Каждый говорит от своего имени и не говорит за других: «Я чувствую... Я думаю... Я хотел бы...», а не: «Мы не можем... Мы должны... Мы все думаем...»

Поскольку на воркшопе для нас важна импровизация и спонтанность, лучше устанавливать как можно меньше правил. Иногда участники обсуждают важнейшие правила и принимают совместные решения по поводу основных принципов работы. В этом случае правила с большей вероятностью будут реально применяться на практике.

На воркшопах редко возникают проблемы из-за недостаточного количества правил или их невыполнения, наоборот, ведущие и участники создают слишком много правил и цепляются за старые, непродуктивные нормы. Часто мы даже не осознаем, что следуем правилам, ограничивающим наше любопытство и творчество.

Вы можете повысить чувствительность участников к таким «невидимым» нормам с помощью игры «Невидимые правила». Эта игра наводит на размышление о творчестве, личностных и организационных изменениях. Она великолепно подходит для начальной стадии работы, высвобождает энергию и формирует исследовательскую позицию.

Упражнение «Невидимые правила»

Цели. Участники могут исследовать динамику правил. Ведущий задает внешние правила, но участники смогут почувствовать и «невидимые» правила, которые существуют «внутри» каждого из нас.

Время. От 30 до 60 минут.

Структура работы. Участники ходят по комнате, затем показывают рукой на любой предмет и громко произносят его название. (Ведущий объясняет, что это упражнение — вызов их интеллекту, способности к наблюдению и творчеству.) Каждый осматривает комнату и в течение минуты называет как можно больше предметов.

Обратите внимание участников на то, что следующий шаг вызовет удивление. Они должны в течение минуты ходить по комнате, показывать руками на различные вещи и громко называть их, но не так, как они называются в действительности, а названием того объекта, который они выбрали и назвали первым (в самом начале упражнения). (Это требует определенной концентрации, и порой участнику нужно некоторое время, чтобы «распрограмми-ровать» свой разум и суметь дать предмету неправильное название. Когда члены группы преодолеют растерянность и напряжение, будет очень весело.)

Третий шаг — участники получают полную свободу. Они ходят по комнате, показывают рукой на разные предметы и снова их называют, но на этот раз они могут давать каждому предмету и выдуманное название. Можно назвать стул стулом, а можно — «Островом спокойствия» или «Двернойручкой». (Этооказывает освобождающее действие, потому что на сей раз не существует никаких правил, нет «правильных» и «неправильных» названий. В то же время для большинства участников этот этап кажется более трудным, чем второй. Свобода вызывает затруднения.)

В конце проведите обсуждение. Спросите участников, что именно в этом упражнении было для них трудным, каким «невидимым» правилам они следовали в тот момент. Напишите правила на плакатном листе и проанализируйте их с участниками.

Спросите, откуда исходят эти правила и от каких из них они бы с удовольствием отказались.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒