14.    Позаботьтесь об эмоциональной и физической безопасности участников. Необходимо, чтобы участники осознавали, что они имеют право совершать ошибки, задавать любые вопросы и быть спонтанными. Но их физические потребности также должны быть удовлетворены, поэтому нужно предусматривать достаточное количество перерывов и давать участникам возможность подвигаться.

15.    Применяйте разнообразные обучающие приемы. Если вы используете широкий спектр обучающих приемов, каждый участник гарантированно найдет для себя что-то подходящее. Разные люди предпочитают разные методы обучения, поэтому неправильно использовать единственный. Когда участники имеют возможность принимать решения относительно целей и форм работы, у них укрепляется уверенность, что их индивидуальные предпочтения учитываются в ходе обучения.

16.    Учитывайте жизненную философию участников. Постарайтесь по возможности быстро узнать об основных убеждениях участников — их представлении о мире, о семье, о работе, их ожиданиях от жизни. Иногда они смотрят на мир с пессимизмом. Постарайтесь, чтобы они смогли самостоятельно изменить свои взгляды на жизнь. В этом случае лучше использовать непрямые методы воздействия. Опыт участия в воркшопе в целом может стать для некоторых людей важным стимулом и помочь им внести коррективы в личные убеждения.

17.    Установите личные отношения с каждым участником. Если возможно, попытайтесь установить с каждым участником личные отношения. Покажите, что вы каждого замечаете, принимаете во внимание его состояние, уважаете его старания и радуетесь его успехам. Ваша личная внимательность может выражаться по-разному. Иногда достаточно взгляда или кивка, иногда нужно подойти и что-нибудь сказать.

Если участники могут до некоторой степени самостоятельно определять темы и задачи своей работы, если у них есть возможность выбирать, с кем и как работать, то даже утраченная мотивация восстанавливается. Особенно важно, чтобы учащиеся могли определять, что они хотят изучить. Для этого они должны размышлять о своих целях — личных и профессиональных, связанных со здоровьем, отношениями и хобби. Чем чаще они работают вместе с другими в таких оптимальных условиях, тем более мотивированными становятся даже те участники, которые пришли на воркшоп с пессимистическим настроением.

35 ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИГРЫ

На начальной стадии воркшопа объединяющие игры (bonding games) помогают участникам постепенно стать сплоченной и работоспособной группой. Понятие «объединяющие игры», на мой взгляд, очень хорошо выражает смысл самого действия: участники начинают проявлять друг к другу интерес, настраиваются на сотрудничество с ведущим и ожидание научиться чему-то важному или решить проблемы. Объединяющие игры называют также «разогревающими» (warm-ups), «ледоколами» (ice breakers), «открывающими» (openers), но определение «объеди няющие игры» кажется мне все же наиболее подходящим. Оно указывает на то, что на воркшопе речь идет об интерактивном обучении. Присутствие других участников и ведущего имеет решающее значение.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒