6.    Старайтесь задействовать разные виды интеллекта (см. главу 42). Если вы при обучении учитываете существование разных видов интеллекта, то высока вероятность, что каждый найдет что-то для себя. Почти у каждого участника особенно развит тот или иной вид интеллекта, и он с удовольствием проявит себя. А может быть, кто-то почувствует недостаток развития определенного вида интеллекта и загорится желанием заполнить пробелы. (Возможно, этим объясняется особая радость, которую часто испытывают участники при выполнении физических упражнений. К сожалению, в нашей культуре существует очень мало возможностей использования кинестетического интеллекта в профессиональной деятельности.)

7.    Применяйте в работе учебные истории, в которых речь идет об успехе. Расскажите о людях, которым удалось преодолеть препятствия и добиться успеха. Какие «герои» работают на этой фирме? Сделал ли кто-то что-нибудь значительное? Пусть участники расскажут о собственных успехах. Приведите примеры из жизни творческих людей — ученых, артистов и т. п.

8.    Чаще выражайте одобрение. После упражнений и групповой работы предлагайте участникам рассказать о своих результатах, о том, чему они научились. Пусть они выразят друг другу свое одобрение. Сами выражайте восхищение готовностью участников рисковать и прилагать усилия (одобрение должно ориентироваться на процесс, а не на результат).

9.    Не забывайте про регулярную обратную связь. После учебных и рабочих периодов участники должны быстро и четко получить обратную связь. Можно использовать с этой целью работу с партнерами (в парах или подгруппах), дискуссии, презентации и создание «карт».

10.    Следите за энергией группы. Поддерживайте гармоничное энергетическое состояние группы. Включайте в работу те компоненты, которые прежде не учитывались. Используйте упражнения на концентрацию, когда участники взволнованы, и активизирующие упражнения, когда они долгое время сидят. Научитесь правильно интерпретировать поведение молчаливых участников. Когда они скучают? Когда происходит интенсивная внутренняя работа?

11.    Поддерживайте надежду на успех. Надежда не менее важна, чем любознательность. Это эффективное «лекарство» для восстановления нарушенной мотивации. В любой учебной ситуации должен присутствовать росток надежды. Прямо сообщайте каждому участнику, что верите в его успех.

12.    Показывайте на своем примере, что обучение приносит удовольствие. Время от времени показывайте участникам, что и вы тоже учитесь при проведении воркшопа. Например, когда вы попадаете в тупик, можете поразмышлять вслух и показать участникам, как преодолеваются препятствия. Может быть, вырешите сделать паузу или обсудите ситуацию вместе с группой, и во время анализа вам придет в голову хорошая идея. Покажите, что проведение воркшопа — это не воспроизведение подготовленной программы, а «живая работа».

13.    Устраивайте совместные праздники. Обучение бывает утомительным, порой болезненным и шокирующим. Покажите участникам, как важно хвалить самих себя за усилия и риск. Устраивайте маленькие праздники, проводите ритуалы, в которых все участвующие смогут показать, чего они достигли. Это создает атмосферу успеха и готовности к новым этапам обучения.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒