Преподаватели часто используют в процессе обучения средства лишь внешней мотивации. Но мы можем считать, что учащиеся действительно достигли успеха, только когда создадим условия, в которых доминирует внутренняя мотивация.

Большинство участников воркшопа долгое время провели в школах, где господствовали консервативные методы обучения. Во многих организациях сотрудников также чрезмерно контролируют и принуждают действовать старыми методами. Понятно, что поначалу такие участники настроены скептично. К счастью, есть и люди с сильной внутренней мотивацией, потому что они не так чувствительны, выросли в другой среде или посещали школу с иными традициями. Признаки таких внутренне мотивированных участников:

они хотят сами контролировать свое окружение; их «подстегивают» неясные, неопределенные ситуации; они не хотят подстраиваться под других;

-    у них развитое чувство собственного достоинства; они любят вызовы и возможность решать проблемы; они оптимистичны и настроены на успех;

они охотно берут на себя ответственность и наслаждаются успехами;

они убеждены в том, что могут внести ценный вклад;

-    они постоянно готовы перепроверять и изменять свои знания, убеждения и привычные способы решения проблем.

Далее я хотел бы кратко рассказать, что вы можете сделать, чтобы активизировать внутреннюю мотивацию участников.

1. Учитывайте потребности и цели участников. Наш мозг биологически нацелен на выживание и научается всему, что нужно для выживания. Поэтому следует придавать большое значение выявлению важнейших потребностей учащихся. Потребности обладают мотивирующей силой. Если вы даете участникам что-то нужное им, говорите о чем-то важном для их личной и профессиональной жизни, вы автоматически вызываете у них интерес.

2.    По возможности передавайте участникам контроль над учебной ситуацией. Если участники ощущают себя равноправными, разделяют ответственность, они чувствуют свою ценность. И напротив, давление, контроль и манипуляции приводят к ощущению незначимости каждого отдельного человека. Тогда члены группы отступают или бунтуют. Когда участники могут сами принимать решения по поводу собственной жизни, они испытывают меньший стресс. Не следует форсировать события и постоянно подталкивать группу.

3.    Заботьтесь о хороших отношениях. Проявите к участникам уважение, дружелюбие и теплоту. Дайте им возможность пообщаться между собой, поработать в парах или в малых группах. Важно, чтобы никто не терял лицо и каждый мог свободно выражать себя.

4.    Пробудите любопытство участников. Любознательность — лучший союзник ведущего. Большинство людей испытывают жгучий интерес не только к известным людям, но и к соседям в группе, когда те снимают «маски». Старайтесь, чтобы у участников сохранялся живой интерес друг к другу.

5.    Обращайтесь к сильным чувствам. Когда мы принимаем решения, изучаем что-то, занимаемся творчеством, то, как правило, прислушиваемся больше к чувствам, чем к разуму. Чувства — тайный код, в котором выражается наш жизненный опыт, а нередко и мудрость. Чувства работают быстрее, чем мысли. Чтобы активизировать их, используйте в своей работе истории, ролевые игры, упражнения и ритуалы, музыку и задания, требующие физической активности.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒