Десять важных вопросов

1.    В каких ситуациях я чувствую себя самим собой?

2.    Среди каких людей, в какой деятельности, в каком окружении я чувствую себя наиболее живым, активным, нахожусь в согласии с самим собой?

3.    Что бы я мог сделать по-другому, в том числе сегодня, чтобы качество моей жизни значительно улучшилось?

4.    Каков мой самый большой талант? Как я могу зарабатывать деньги, делая то, что мне действительно нравится?

5.    Какие люди являются для меня примером?

6.    Как я могу принести пользу другим людям?

7.    Каково мое самое заветное желание?

8.    Как меня видят другие: мой лучший друг, враг, начальник, мои дети, мои коллеги?

9.    Что есть в моей жизни хорошего?

10. Какое завещание я хотел бы оставить потомкам?

34 МОТИВАЦИЯ

В беседе ведущих, учителей, преподавателей мы часто слышим вопрос: «Как вы мотивируете своих участников (учеников, студентов)? » В этом вопросе уже содержится недоразумение: человеческий мозг не должен мотивироваться извне. Он от природы охотно учится, ведь только посредством обучения он развивается. С самого рождения мы сами создаем мотивацию. Наш мозг жаждет получения всевозможной информации, ее упорядочивания, хранения и применения в различных ситуациях. Поэтому вопрос «Как я мотивирую участников?» больше говорит о том, кто его задает, чем о его учениках. Он свидетельствует о том, что для обучающего речь, скорее всего, идет о контроле, а не об обучении как таковом, и в действительности этот вопрос звучит так: «Как я могу контролировать поведение участников, чтобы они учили то, что должны учить?»

В вопросе мотивации мнения ученых различаются. Я сам думаю, что ведущий воркшопа может быть только своего рода «катализатором», устраняющим препятствия к обучению и ободряющим учащихся, но я знаю, что многие мои коллеги считают себя скорее тренерами или посредниками в передаче знаний. Это работает только временно, так как никто не любит контроля над собой. Мы должны понять, что наши участники изначально мотивированы. В. Эдварде Деминг, известный специалист в области управления, говорит об этом коротко и ясно: «Все люди рождаются с внутренней мотивацией».

Немотивированный учащийся — это миф для уменьшения нагрузки учителя. Однако учебные ситуации слишком редко структурируются таким образом, что не создают никакого препятствия для мотивации. Также верно, что многие учащиеся имеют негативный учебный опыт и полны пессимизма. Это почти наверняка означает, что в жизни они постоянно подвергались контролю. Дома, в школе и на работе они встречались с холодным, непонимающим, доминирующим окружением. Бессмысленно упрекать людей с искаженной или утраченной мотивацией и считать их неспособными, безвольными и т. п.

В лучшем случае учащийся мотивирует себя сам, тогда мы говорим о внутренней мотивации. Он движим любопытством, желанием решить проблему, развить свои способности. Но часто люди ждут, когда их мотивируют извне. Они надеются на поощ рения и премии, избегают санкций и наказаний. В этом случае мы говорим о внешней мотивации. Внутренняя мотивация возникает вместе с самостоятельностью, готовностью к ответственности и творчеством. Эти качества присущи взрослым людям. Но лишь немногие обладают внутренней мотивацией, достаточно сильной, чтобы сохраняться и при неблагоприятных обстоятельствах. По иронии судьбы многие формы обучения как будто специально направлены на то, чтобы учащиеся окончательно утратили мотивацию.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒