Упражнение 1. Сто вопросов

Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает лист ватмана и задание написать на нем сто важных вопросов на любые темы, имеющие значение для обоих участников: связанные с управлением, хобби, отношениями между людьми, экономикой и т. д. Это могут быть вопросы, начинающиеся со слов «почему», «как», «кто», «что», «когда», «где», «куда», «откуда» и т. д. Действовать нужно быстро. Возможно, один и тот же вопрос появится в разных формулировках — это указывает на важность темы.

Первые пятнадцать вопросов, как правило, хорошо знакомы всем и, возможно, грешат некоторой поверхностностью. Следующие пятнадцать вопросов касаются общих проблем, и только в конце могут «всплывать» неожиданные темы, которые до сих пор подавлялись. После того как будут записаны все сто вопросов, участники просматривают список и мысленно определяют, какие именно темы затрагиваются. На чем концентрируются вопросы? На взаимоотношениях? На работе? На делах? На удовольствии? На деньгах? На смысле жизни?

Скажите участникам, что в настоящий момент не нужно пытаться ответить на вопросы. Их также не нужно оценивать, но партнеры могут поговорить о том, как они переживали сам процесс формулирования такого большого количества вопросов вдвоем.

Упражнение 2. Десять важных вопросов Те же самые пары, что и в предыдущем упражнении, смотрят на плакат с сотней вопросов. Независимо друг от друга каждый выбирает десять вопросов, которые наиболее важны для него самого. Затем он располагает их по значимости от 1 до 10. Напомните участникам еще раз, что отвечать на вопросы пока не нужно; партнеры могут показать друг другу, что они выбрали, и поговорить о том, почему эти вопросы так важны для них.

Упражнение 3. Искусство вопроса

В этом упражнении участники могут выбирать различные темы и формулировать соответствующие вопросы. Вопросы должны быть максимально практичными. Это не означает, что на них легко дать ответ, но это должно быть принципиально возможным. Сначала приведите пример — запишите следующие вопросы на тему «Как летает ястреб?»:

•    Почему у ястреба два крыла?

•    Зачем ястребу перья?

Как ястреб начинает полет?

•    Как он приземляется?

•    Как ястреб набирает скорость?

Как высоко он может летать?

•    Когда он спит?

Как далеко он может видеть?

•    Как он питается?

Пусть участники сформулируют десять вопросов по одной из следующих «научных» тем: «Как действует свет?», «Как течет вода?», «Как функционирует человеческое тело?», «Что такое жизнь?»...

Затем они по очереди представляют свои вопросы и еще раз выполняют задание: формулируют десять вопросов на личные темы («Моя профессия», «Самые важные для меня отношения», «Мое здоровье», «Мое творчество», «Моя жизнь»).

Упражнение 4. Один из десяти

Дайте участникам копии с напечатанными вопросами (см. ниже). Пусть они снова разобьются на пары. Скажите следующее: «Эти вопросы были придуманы на других воркшопах. Внимательно прочитайте их и выберите один, особенно важный для вас в данный момент. Затем скажите друг другу, какой вопрос вы выбрали, какие ответы и ассоциации приходят вам в голову. Возможно, вы захотите подумать о том, как этот вопрос может быть связан с нашей работой здесь».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒