ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Смену внутреннего и внешнего фокуса вы можете осуществлять и с помощью планирования времени. Попытайтесь создать атмосферу, свободную от спешки. Дайте участникам понять, что у них достаточно времени, чтобы сделать то, что действительно важно. Начинайте и заканчивайте встречу вовремя, но проявляйте гибкость при планировании времени в ходе работы.

Информируйте участников о том, сколько времени отводится на выполнение того или иного задания. Например, в начале встречи вы можете сказать: «У нас есть десять минут, чтобы взбодриться и подготовиться к работе, а затем мы обратимся к нашей новой теме». Или: «Мне нужно две минуты, чтобы вернуться к теме нашей прошлой встречи, а затем я предложу вам новое задание». И даже если вы осознаете, что времени осталось мало, вы можете активизировать участников, сказав: «У вас есть три минуты, и это время может быть бесконечно долгим, если произойдет что-то важное. Попробуйте сейчас понять, что было самым интересным и значимым для вас в этом упражнении».

Время от времени настраивайте участников на будущее. Подбодрите их, сказав, например: «Когда вы будете делать это в следующий раз, вам будет уже намного легче». Можете выразить оптимизм по поводу дальнейшей работы: «Вы будете удивлены, когда завтра осознаете, как можно использовать то, что мы узнали, в вашей профессиональной деятельности».

33 ИНТЕРЕС И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Любознательность — это естественное желание постоянно познавать новое. Все мы рождаемся любознательными. В первые годы жизни дети жадно изучают мир и буквально «впитывают» знания. Они экспериментируют со всем, что находят в своем окружении. С развитием речи они начинают постоянно задавать вопросы: «Мама, почему небо голубое? Почему собака лает? Почему я родился? Где сейчас дедушка, который умер? Где живет Бог?»

В течение жизни мы развиваемся по-разному. Некоторые в совершенстве овладевают искусством ставить вопросы. Другие, по-видимому, утрачивают часть своей любознательности. Они реже задают познавательные вопросы, скорее их беспокоит, как защититься от негативного опыта. В результате они не испытывают того восхитительного ощущения свободы, которое мы переживаем, когда спрашиваем о том, что связано с нашими глубинными желаниями и интересами.

Работа на воркшопе — это всегда работа с вопросами. Участники имеют возможность задавать и те вопросы, которые в ином случае рассматривались бы как непозволительная роскошь. Перед ведущими стоит задача создать атмосферу, где вопросы не только желательны, но являются предпосылкой успешной работы.

Классические вопросы для воркшопов:

•    Чего я хочу достичь в жизни?

•    Каковы мои ресурсы?

С кем мне хотелось бы достигать моих целей?

На каком этапе жизненного пути я нахожусь?

•    Что я намерен делать дальше?

Какие препятствия существуют для меня в данный момент?

Чему я хочу научиться здесь?

Как изменится моя повседневная жизнь, когда я достигну тех целей, к которым стремлюсь сейчас?

Постоянно давайте участникам возможность ощущать привлекательность и пользу любознательности. Познакомьте их с людьми, в жизни которых любознательность играет важную роль; спросите, как проявляется любознательность в их семьях; поразмышляйте над тем, насколько «любознательна» организация, в которой они работают. Следующие упражнения помогут пробудить интерес участников.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒