•    Позаботьтесь о разнообразии. Вы можете это сделать, используя непривычные для участников формы работы и учебные ситуации. Например, применяйте иногда принцип неожиданности: вводите новую информацию, новые парадигмы; изменяйте временные перспективы, переходя в будущее или возвращаясь в прошлое. Но, наверное, самое важное — постоянно импровизировать и не придерживаться жестко заранее установленной концепции. Однако следите затем, чтобы ваши сюрпризы не «давили» на участников, а определенным образом соответствовали выраженным и невыраженным потребностям группы.

Развлеките участников. Обучение на воркшопе должно отличаться от повседневного опыта. Дайте участникам возможность обрести ощущение безопасности, создав в группе атмосферу доброжелательности и принятия. Организуйте игры, активизирующие «внутреннего ребенка» в каждом участнике, раскрывающие врожденные способности к творчеству. Позаботьтесь также о телесной активности — дыхательных упражнениях, движении, массаже и прогулках.

•    Избегайте стресса и обид. Избегайте ситуаций, которые могут повредить участникам. Работа может быть напряженной, но она не должна восприниматься как опасная. Страх и обиды ведут к защитной реакции и вызывают желание мстить. Творчество и обучение невозможны, когда нет ощущения безопасности. Создайте «чувство "мы"», чтобы каждый ощущал себя уверенно и спокойно, идя на риск или решаясь на эксперимент.

ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ

Мы должны предоставлять участникам время на рефлексию, по крайней мере по следующим причинам:

•    Многое из того, что мы изучаем, не осознается нами. Учебный процесс идет так быстро, что мы не успеваем за ним. Чтобы понять новые точки зрения, взаимосвязи и проблемы на более глубоком уровне, мы должны определенное время поразмышлять об этом или же просто переключить внимание, то есть передать функцию переработки нашему бессознательному. Даже если мы делаем паузу, мозг продолжит перерабатывать полученную информацию. Многие из лучших идей приходят внезапно, «как гром среди ясного неба».

•    У нас есть потребность понять значение новой информации, установить ее связь с уже имеющимися знаниями, представлениями и планами. Только тогда выученное будет иметь смысл. То, что мы воспринимаем без осмысления (например, когда учим наизусть), не закрепляется, легче забывается и не влияет на наше поведение. Поэтому так важно по окончании учебного процесса предоставить возможность оценки и осмысления — в парах или в малых группах.

•    Нам нужно время, чтобы то, что мы учили, «осело» и закрепилось. Необходимо делать паузы между встречами. В эти моменты происходит процесс консолидации информации, возможный только тогда, когда мозг не отвлекается на новые раздражители. Чем интенсивнее был учебный процесс, тем важнее стадия консолидации. Иногда полезно, чтобы «закрепление» выученного происходило в парах или в небольшом кругу, а иногда можно предложить участникам сделать запись в дневнике. Используйте также творческие сочинения и методы арт-терапии. Хороший метод — составление «карты» (см. главу 46).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒