Определенную трудность представляет различие индивидуальных ритмов обучения участников. Одни люди обладают способностью достаточно долго удерживать внимание на внешних объектах, другим требуется время на накопление и ассимиляцию опыта. При создании учебных ситуаций мы должны учитывать и тех, и других и создавать разнообразие, привлекательное для всех участников.

ВАЖНО НАЙТИ ПРАВИЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПЕРИОДАМИ ВНИМАНИЯ И РЕФЛЕКСИИ Избегайте классической ошибки преподавателя: не пытайтесь слишком долго удерживать внимание слушателей. Даже когда мы смотрим интересный фильм или хороший спектакль, мы не можем быть внимательными все время: мы отвлекаемся, вспоминаем о похожих ситуациях, размышляем о будущем, иногда нам приходится сделать над собой усилие, чтобы снова вернуться к фильму или спектаклю. Но именно поэтому мы и смотрим его. Мы хотим вдохновения, хотим получить что-то лично для себя.

То же самое должно происходить и на воркшопе. Важно, чтобы участники получили опыт, значимый прежде всего для них самих. Поэтому мы организуем учебную ситуацию таким образом, чтобы циклы с высоким и низким уровнем энергии, фазы напряжения и расслабления сменяли друг друга и оставалось достаточно времени для рефлексии и ассимиляции информации. В конце такого насыщенного дня мы часто слышим от самых прилежных участников, что им уже «достаточно». Они говорят примерно следующее: «День был хороший, но мне уже хватит. Мне нужно все это "переварить"».

КОГДА ОСОБЕННО ВАЖНО СКОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВНИМАНИЕ

Иногда нам совершенно необходимо полноценное внимание всех участников:

-    когда мы начинаем и заканчиваем воркшоп;

-    когда начинается и заканчивается отдельная встреча;

-    когда мы даем инструкции;

-    когда мы вводим определенную игру или упражнение;

-    когда мы договариваемся о правилах и важных соглашениях.

В эти моменты мы должны использовать все свои творческие способности, чтобы сконцентрировать на себе внимание участников. В остальном, как уже было сказано, ведущий не должен слишком часто требовать продолжительного внимания к своим высказываниям. Однонаправленная коммуникация, как правило, менее интересна, чем различные формы активного участия группы.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ

Ориентируйтесь на «древнее» распределение функций нашего мозга:

Создавайте контрасты. Если вы проводите презентацию, попробуйте найти необычную форму, в частности, предлагайте темы, которые содержали бы некий вызов для участников, выводили бы за рамки привычного, хотя бы частично нарушали нормы и стандарты. И прежде всего позаботьтесь о том, чтобы было достаточно контрастов, как во взаимодействии участников (начните с индивидуальной работы, затем пусть участники представят свои результаты в кругу) так и в структуре обучения (используйте широкий диапазон возможных процедур — дыхательные упражнения, мозговой штурм, медитацию, ролевые игры, воображаемые путешествия, иллюстрации ит. п). Если вы постараетесь задействовать разные виды интеллекта участников, автоматически получится богатый контрастами воркшоп.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒