•    Что повлияло на ваше решение принести (или не принести) с собой фотографии?

Как изменились ваши чувства, когда вы узнали, для чего нужны фотографии?

•    Возникло ли одновременно с неуверенностью что-то, что вас порадовало, например, ощущение свободы выбора?

После обсуждения этих вопросов вы можете спросить участников, похожи ли их реакции на ситуации неопределенности в реальной жизни? Существует ли у них некий «образец» реагирования? Помогает ли он участникам или они хотели бы его изменить?

В заключение вы можете посмотреть, есть ли сходство между снимками разных участников: быть может, обнаружатся общие интересы, хобби, ценности. Можно также предложить создать небольшую фотогалерею, прикрепив фотографии на стену. Они будут напоминать о существовании важнейших ресурсов в жизни каждого. Может быть, кто-то из участников захочет в дальнейшем разместить фотографии над своим рабочим столом.

32 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Наш мозг постоянно подвергается воздействию различных раздражителей. Поэтому совершенно естественно, что он упорядочивает поступающую извне информацию. Все, что не является решающим для нашего выживания, привлекает меньше внимания. Мозг приходит в активное состояние, когда речь идет о новой информации, когда возникают эмоции, когда мы замечаем контрасты. Когда мы смотрим на группу людей, нам бросаются в глаза необычные лица или внезапные движения, мы обращаем внимание на голоса, выражающие сильные чувства. Внимание концентрируется на тех раздражителях, которые являются для нас новыми или вызывают сильные чувства. В то же время фокус внимания, как правило, сохраняется лишь в течение короткого времени. Затем внимание либо перемещается на другие объекты, либо-направляется «внутрь», и мы начинаем размышлять, вспоминать или думать о будущем.

Мозг попеременно концентрируется на внешнем мире и внутренней среде, и важно учитывать это в процессе обучения. Не следует ожидать, что участники будут внимательно слушать ведущего или кого-либо еще в течение длительного времени. Мы можем претендовать на внимание в течение лишь 20-30% времени встречи. Затем нужно дать возможность обратить внимание внутрь себя, чтобы переработать и ассимилировать услышанное. Только посредством такой постоянной смены внешнего и внутреннего фокуса может происходить настоящее обучение, возможно усвоение новой информации, актуализация уже имеющихся знаний и активизация мозга в целом. Смена фокуса может происходить осознанно или неосознанно — не только в ходе размышлений или общей рефлексии, но и благодаря кажущемуся «ничегонеделанию». Мозг занимается дальнейшей обработкой информации, причем мы этого не осознаем.

Очень часто мы не знаем точно, каким образом участники получают учебный опыт. Кто-то кажется с виду невнимательным, но вполне вероятно, что в этот момент он осознанно или неосознанно сравнивает новую информацию с уже имеющимся знанием. Чтобы удостовериться в том, что учебный опыт усваивается, следует предоставлять участникам возможность поговорить об этом на так называемых стадиях рефлексии — в парах или малых группах. В любом случае избегайте продолжительных лекций и достаточно часто делайте паузы, чтобы участники могли ассимилировать изученное.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒