•    Когда вы рассказываете участникам о воркшопе, будьте внимательны к каждому, учитывайте невербальные реакции

(выражающие не только согласие, но и скепсис). Заинтересуйте скептично настроенных участников, обращая внимание на их вопросы и высказывания.

Воркшоп — всегда рискованное предприятие. Никто не может гарантировать успеха. Возможны неожиданности, но постарайтесь заверить группу, что вы сделаете все, что в ваших силах, чтобы воркшоп не был скучным.

Упражнение «Поставьте стул на место»

Пригласите добровольца для участия в коротком эксперименте в кругу. Скажите: «Поднимите стул за ножки и держите его перед собой в вытянутых руках. Теперь нужно поставить его на пол, но при этом не наклоняться и не сгибать колени. Ронять стул тоже нельзя».

Пусть участник попробует все способы, которые приходят ему в голову. Самое простое (и единственное) решение состоит в том, чтобы попросить помощи у других участников, которые могут взять стул и поставить его на место, не нарушив условий. Это хорошее свидетельство старой мудрости: нередко лучшее решение проблемы — просьба о помощи.

30 ТРЕВОГИ И ОПАСЕНИЯ

Даже если участникам приблизительно известно, чего ожидать, они все равно могут проявлять неуверенность, озабоченность и опасения, мешающие им полностью включаться в происходящее. Кто-то еще мысленно находится дома или на работе и задает себе вопросы типа: «Насыпал ли я корма кошке?», «Уложит ли муж детей спать вовремя?», «Справится ли мой заместитель с презентацией?» Возникают сомнения, связанные с групповым процессом: «Смогу ли я преодолеть застенчивость?», «Вынудят ли меня говорить?», «Могу ли я рассчитывать на конфиденциальность?» и т. п.

И наконец, существуют опасения, касающиеся целей воркшопа: «Научусь ли я чему-то полезному для моей практической работы?», «Возрастет ли доверие в нашей команде?»

Следующая процедура предоставляет вам неплохую возможность работы с неуверенностью и опасениями.

Упражнение «Хранилище забот»

Цели. Обратить внимание на опасения участников, принять их и частично проработать.

Материалы. Для каждого участника — пять самоклеящихся листочков.

Время. 10-20 минут.

Структура работы. Скажите о том, что порой проходит достаточно много времени, прежде чем мы полностью включаемся в происходящее. Возможно, мы еще вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. Наверное, у каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и ограничивающие его внимание.

Предложите участникам задать организационные вопросы, на которые вы, как ведущий, можете сразу дать ответ, например: «Как долго будет длиться встреча? Где можно будет пообедать?», и т. д.

Затем скажите, что работа группы пройдет легче и спокойнее, если попытаться хотя бы на время избавиться от посторонних мыслей, снять тревогу.

Предложите участникам написать о своих тревогах и заботах на листочках (по одной на лист, имена не указывать). Скажите, что позднее их положат в «хранилище» и желающие смогут забрать их после встречи.

Объясните, что это символическое действие поможет им на время встречи освободиться от забот. («Хранилищем» может быть плакатный лист или специальная доска, куда крепятся записки.)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒