•    Позаботьтесь о том, чтобы выражались желания и цели участников.

Чаще давайте участникам возможность высказываться: в парах, в малых группах, презентациях рабочих групп, дискуссиях и т. д.

•    Уважайте «инакомыслящих», указывающих на недостатки, упущения, на возможность иного восприятия и просто на ошибки (см. главу 56).

Предоставляйте возможность физического движения. Пусть участники контролируют свой учебный процесс: выбирают методы, темы и временные рамки работы. Используйте мероприятия, которые задействуют как можно больше разных типов интеллекта одновременно (см. главу 42). Например, пусть участники в парах создадут «карту» (см. главу 46), посвященную одной из целей обучения.

Покажите участникам свою заинтересованность в совершенствовании навыков ведения группы и в постоянном обучении. Вы можете сделать это, импровизируя, изобретая для группы новые процедуры. В конце воркшопа можете раздать открытки с вашим адресом. Просите участников отправить вам через месяц сообщение о том, чем этот воркшоп был для них полезен. Такая отсроченная обратная связь часто продуктивнее всех высказываний, которые вы слышите в конце работы.

29 КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОРКШОПА УЧАСТНИКАМ

Целесообразно как можно скорее дать участникам представление о том, чего следует ожидать от воркшопа, каковы возможности сотрудничества, особенности стиля работы, философия обучения. Цели подобного «обзора»:

-    дать участникам ощущение безопасности;

-    пробудить их любопытство;

-    усилить мотивацию;

«включить» в работу;

-    дать возможность пережить хорошо знакомый ритуал. Участники, знакомые с методами воркшопа, не нуждаются в таком введении, но некоторые члены группы чувствуют себя без него неуверенно.

Если заказчиком воркшопа является организация, кратко расскажите о том, какие цели она преследует. Если вы проводите его по собственной инициативе, поговорите о том, как тема связана с вашими интересами и, главное, какую пользу смогут получить участники. Скажите о том, что вы настроены на хорошую совместную работу и активное участие каждого, а также о том, что у участников будет возможность по-новому взглянуть на привычные вещи:

•    Вы можете сравнить предстоящую работу с путешествием и нарисовать на листе ватмана «карту» с указанием важнейших «остановок». Участники, ориентированные на визуальное восприятие, непременно оценят такой метод. Когда вы говорите о глобальных целях обучения и работы, можете спокойно ходить по комнате и объяснять детали, останавливаясь в разных местах. Таким образом вы символически подчеркиваете свою душевную гибкость и желание работать так, чтобы участники нашли пространство для собственных инициатив.

•    Старайтесь не использовать готовых плакатов. Они могут быть технически безупречными, но легко уведут ожидания участников в неверном направлении. В том числе могут подтвердить их сомнения в том, что ответственность за учебный процесс должна разделяться, уменьшить готовность к спонтанности и инициативе.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒