Предоставьте убедительные аргументы в пользу участия в воркшопе.

•    Привлеките участников к корректировке программы воркшопа. Спросите об их желаниях или дайте им возможность сделать выбор из предложенных альтернатив.

•    Действуйте маленькими шагами; удерживайте внимание, используйте активизирующие упражнения (см.главу 39).

•    Проявите скромность: личное отношение к участникам формируйте постепенно; не ведите себя как эксперт, но проявите свою человеческую сторону.

Так как в начале воркшопа вы сами, вполне вероятно, находитесь в состоянии стресса, существует опасность применения «готовых рецептов» с целью избегания риска. Участники это чувствуют и начинают сопротивляться, если у них возникает впечатление, что с ними работают по некой схеме. Поэтому будет хорошо, если вы позволите себе свободно экспериментировать в начале работы и покажете эту позицию участникам. Например, можете поэкспериментировать со следующими стратегиями, которые способствуют привлечению внимания и вызывают любопытство участников максимально безопасным образом.

•    Перемена мест. Попросите участников встать и сделать глубокий вдох. Предложите каждому взять свои вещи и найти себе новое место, которое сильно отличается от предыдущего. Эта стратегия вызывает удивление и мобилизует внимание.

•    Растягивание. Время от времени полезно предлагать упражнения на растягивание, которые активизируют поочередно то одну, то другую сторону тела. Совсем просто сделать упражнение «Достать звезду». Участники стоя тянут поочередно то правую, то левую руку вверх над головой. Это движение автоматически вызывает более глубокое дыхание. Мозг получает свежую порцию кислорода, и внимание снова фокусируется.

•    Время для коротких оценок. Предоставьте участникам возможность поговорить о своем учебном процессе. Это помогает интегрировать новый материал и новое понимание. Выберите для этого подходящий момент и остановите группу. Можете сказать: «Разделитесь на пары и поговорите о том, что мы только что обсуждали». Затем происходит оценка произошедшего в кругу.

•    Дыхание. Только когда наш мозг получает достаточно кислорода, мы можем интенсивно думать. Предложите участникам на короткое время встать, сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Это также помогает вновь сконцентрировать внимание. Полезно использовать это упражнение после того, как группа изучила важную мысль, концепцию, процедуру.

Практические рекомендации:

•    Чаще давайте пояснения, это может быть полезным для участников.

Придавайте большое значение установлению контакта с группой и каждым конкретным участником. Ограничивайте время, когда участникам необходимо концентрировать внимание при работе в кругу.

•    Быстро реагируйте на изменение готовности к обучению: утомление, фрустрацию, скуку и т. д.

•    Дайте участникам возможность чаще работать в малых группах.

Используйте первые пять минут для того, чтобы установить позитивный контакт с различными участниками.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒