Если вам приходится работать с «трудной» группой, подумайте о следующих принципах, имеющих отношение ко всем группам:

•    Все люди разные.

•    Желание изменить других людей непродуктивно.

Вы можете реагировать гибко.

Вы можете получать удовольствие от решения сложной проблемы.

«Трудные» группы предъявляют нам наибольший вызов и дают нам возможность заметить наши профессиональные «слабости»; в то же время мы в таких группах получаем больший опыт.

Если вы работаете в такой группе, вы должны действовать более осторожно, чем обычно. Есть несколько вещей, которые нельзя делать ни в коем случае (это относится в определенной мере ко всем группам, но в «трудных» группах это особенно важно):

Не считайте, что вы уже достаточно знаете об участниках. Не ведите себя как «эксперт».

Плохо, если вы мало знаете о предприятии, где работают участники.

•    Также не очень хорошо, если вы не выяснили, какими ресурсами располагают участники.

Не делайте предположений и не используйте стереотипов.

•    Избегайте сильных, определенных высказываний, потому что это может показаться нескромным.

Избегайте конфронтации с такой группой, а если она неизбежна, ведите себя самым любезным образом.

Если вы работаете в организации, не критикуйте ее менеджеров или отделы.

•    Никогда не унижайте участников, даже в шутку. Откажитесь от иронических или саркастических замечаний.

Но самое важное — попытаться идентифицироваться с такой «трудной» группой и задать себе следующие вопросы:

Почему участники настроены так скептически?

•    Почему они должны были бы сотрудничать со мной?

Что может побудить их согласиться с моими предложениями?

•    Что они могут получить от этого воркшопа?

Если вы сможете ответить на эти вопросы, то вы на правильном пути и есть шанс, что группа захочет сотрудничать с вами.

В случае, когда многие участники пришли на воркшоп не по доброй воле (см. главу 24), нужно сделать его как можно более приятным и свободным от стрессов:

•    Заканчивайте каждую встречу в определенное время и не затягивайте работу, если только группа не захочет обратного.

•    Внимательно изучайте желания участников и избегайте всего того, что они могут воспринимать как угрозу.

Время от времени объясняйте, что участники могут получить на отдельных встречах.

Будьте гибким и реагируйте на спонтанно выраженные желания и просьбы участников.

Не забывайте о юморе и ведите группу легко.

•    Делайте все, чтобы участники могли больше доверять вам.

Участники смогут легче довериться вам, если считают вас компетентным в управлении групповым процессом. Принимайте во внимание их основные потребности, чтобы группа, по возможности, постоянно находилась в приятном состоянии расслабленного внимания. Если вы замечаете, что внимание участников рассеивается, что они становятся беспокойными, уровень их энергии снижается, измените свой учебный план. Вспомните о том, что я предлагал ранее:

С самого начала старайтесь овладеть вниманием участников, чтобы у них не возникло чувства неудовольствия. Начните с игр, посвященных знакомству друг с другом, упражнений в парах, или небольших упражнений в малых группах, связанных с темой воркшопа.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒