Упражнение 3. Импровизированные цели Цель. В этом упражнении тоже нужно выразить цели обучения и работы. Все происходит в кругу. Цель — поощрение спонтанности. Техника— постепенное создание «карты» целей (см. главу 46 «Карта»). Участники могут подумать над тем, как цели взаимосвязаны, дополняют ли они друг друга, в чем их противоречие.

Материалы. Плакат и фломастеры. Можно закрепить на стене несколько плакатных листов, чтобы было больше места для создания карты.

Время. 60 минут.

Структура работы. Ведущий предлагает участникам в течение минуты молча подумать о том, что может быть для них важной личной целью обучения и работы на этом воркшопе. Объявите, что вы хотите создать вместе с группой совместную карту для дальнейшей работы. Нарисуйте в середине плаката овал и напишите в нем название воркшопа. После этого начинается импровизация: каждый участник может подойти и написать свою цель (при этом помня, что должна получиться карта). Нужно решить, на каком расстоянии от центральной темы будет располагаться каждая конкретная цель. Тот, кто пишет свою цель, может думать вслух и сообщать остальным участникам свои размышления, желания, опасения. Кроме того, можно нарисовать для своей цели подходящее оформление, можно также графически соединить свою цель с темой воркшопа с помощью прямых, пунктирных или извивающихся линий. Можно соединить свою цель с целями других или «привязать» ее к уже имеющимся линиям связи.

Тот, кто записал свою цель, освобождает место следующему участнику. После того как все напишут по одной цели, можно внести в карту дополнительные цели участников. В конце — обсуждение и обратная связь.

Упражнение 4. Чего я хочу достичь?

Какой вклад я хочу внести?

Цели. Каждый участник определяет важную для себя цель. Одновременно он размышляет, каким образом он может внести вклад в работу воркшопа и какие ресурсы он собирается использовать. Таким образом, участники побуждаются брать на себя ответственность за совместную работу.

Материалы. Плакатные листы и фломастеры.

Время, от 30 до 60 минут.

Структура работы. Начните упражнение с замечания, что группа более привлекательна для участников, когда правильно определено соотношение прав и обязанностей. Каждый участник получает плакатный лист и пишет внизу свое имя. Затем он проводит в середине листа горизонтальную линию, и над ней пишет: «Мои цели», а под ней «Мой вклад». Участникам дается 10 минут, чтобы записать личные цели и вклад. Писать нужно крупными буквами и четко — позднее плакаты повесят на стену.

После того как плакаты будут закреплены на стене, участники могут пять минут походить вокруг и посмотреть на записи всех остальных. В заключение — короткое обсуждение в кругу.

28 РАБОТА С КРИТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫМИ ГРУППАМИ

Иногда вы будете работать с участниками, которые настроены критически по отношению к вам — может быть, у них есть негативный опыт участия в других семинарах, или их предприятие реструктурируется, возможно, они недоделали важную работу, а иногда это типичные «борцы-одиночки», которые невысокого мнения о групповом обучении.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒