27 ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И РАБОТЫ

Как правило, «глобальные» цели воркшопа сформулированы заранее — в объявлении, в приглашении, программе или контракте. Эти цели неизбежно являются для участников абстрактными — они еще не идентифицировались с ними эмоционально. Поэтому цели обучения и работы на начальной стадии воркшопа должны быть сформулированы заново. Любой ведущий, который любит импровизации, будет рад этому. Для него новые цели также являются в некоторой степени неожиданными и дают ему возможность принять желания участников.

Для участников важно самостоятельно выражать свои цели и желания. В этом случае они могут быть уверены, что делают и изучают то, что для них важно, с чем они могут идентифицироваться. Тогда у них развивается достаточная степень контроля над происходящим, что пробуждает их энергию. Чувство контроля дает участникам уверенность, которая нужна им, чтобы решиться на новые формы и темы работы. Если они контролируют цели обучения, то, как правило, бывают готовы к экспериментам и импровизации.

Предложенные упражнения предоставляют возможность познакомиться с ожиданиями участников.

Упражнение 1. Список покупок

Цели. Участники определяют предпочитаемые цели работы. Нет никаких ограничений. В списке может быть сколько угодно целей.

Материалы. Плакат и фломастеры.

Время, от 30 до 60 минут.

Структура работы. Ведущий объявляет, что сейчас речь пойдет о желаниях участников. У группы будет возможность составить что-то вроде «списка покупок», в котором будет записано все, что участники хотят сделать и изучить на воркшопе.

Участники разбиваются на «тройки» и вместе записывают свои желания. Так как нет количественных ограничений, не нужно договариваться о необходимости включения отдельных желаний. Важно только, чтобы каждое записанное желание хорошо понимали все участники «тройки». После того как это будет сделано, все «тройки» предъявляют свои списки в общем кругу. В дальнейшем эти списки могут служить опорой при ответе на вопрос: «Что мы все должны сделать для достижения своих целей?»

(В этом случае следует осознанно отказаться от «сжатия» и «взвешивания» целей; по поводу каждой дальнейшей цели необходимо отдельное обсуждение.)

Упражнение 2. Расстановка акцентов

Цели. Участники формулируют свои собственные идеи по поводу тематики воркшопа и содержания того, что они хотели бы изучить. Они разбиваются на подгруппы в соответствии с общей целью (нужно договориться о разделении, сравнив свои цели). Это упражнение особенно подходит для естественных групп и командных тренингов.

Материалы. Плакат и фломастеры.

Время, от 30 до 60 минут.

Структура работы. Предложите участникам сформулировать в подгруппах свои главные цели обучения и работы. Участники разбиваются на «четверки». Каждая «четверка» обсуждает цели и в заключение пишет на плакатном листе две цели, важные для всех. Они должны быть понятны участникам других «четверок». Затем каждая «четверка» рассказывает о своих целях в общем КРУГУ5 а плакаты вешают на стену. Происходит обсуждение, насколько важны определенные цели для всех участников.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒