6. Завершение работы группы. Можно сказать, что это тот момент, когда пора покидать «родительский дом и вставать на ноги». Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Многие ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний. Участники довольны в большей или меньшей степени. Некоторым кажется, что все, что было возможно, достигнуто. Другие предпочли бы провести еще несколько встреч. Если группа работала хорошо и возникла высокая степень синергии, то участники ощущают печаль в связи с окончанием встреч и втайне желают продолжения. Кому-то расставание дается легче, и он чувствует облегчение от возможности покинуть группу.

Окончание воркшопа всегда вызывает вопрос: как каждый из нас расстается, как он может организовать прощание, чтобы начать что-то новое?

Расставание и прощание происходят легче, если ценится совместный результат и каждый использует возможность поблагодарить всех, кто помогал ему в группе и чье присутствие было для него важным.

Не все группы достигают пятой стадии — стадии синергии. Они могут застрять на стадии конфликтов или перейти к «отступлению». В этом случае они просто довольствуются тем, что группа не стала командой и настоящего сотрудничества не было. Такие участники считают совместную работу слишком утомительной или скучной, но все же продолжают работать вполсилы. Сотрудничество теряет свою привлекательность, утрачивается вера в групповую цель и в совместный потенциал. Наедине с собой участники чувствуют себя подавленными и несчастными. Они делают то, что от них ожидается. Возможно, они втайне мечтают о другой, лучшей группе, о более компетентном ведущем или о более интересном проекте в будущем.

Для ведущего важно дать группе достаточно времени для выполнения задач каждой стадии развития. Наблюдается такая тенденция: чем больше группа, тем больше времени она тратит на каждую стадию. Если ведущий помогает группе в выполнении ее задач развития, то нужно избегать двух проблем — скуки и чрезмерных требований. Если цели группы слишком «завышены», и нужно достичь слишком многого за короткое время, это грозит утомлением и моральным истощением, «сгоранием». Ощущение чрезмерности требований приводит к усилению конфликтов. Если группу слишком слабо стимулировать, возникает скука или даже чувство беспомощности и безнадежности.

Если у вас возникло впечатление, что группа достигла в своем развитии некоторого «плато» и никак не выйдет из «конфликтной» стадии, вы можете предложить ей следующее упражнение.

Упражнение «Диагностика групповой ситуации»

Цель. Оценка группового развития и описание актуального состояния.

Материалы. Плакат и мелки.

Время. 60 минут.

Структура работы. Участники разбиваются на «четверки» и вместе рисуют картину. Предполагается, что группа отправляется в путешествие, рисунок должен символически показать, на каком отрезке пути она находится в данный момент. Это может быть изображение географической карты, подземного путешествия, здания или вселенной. Важно, чтобы на картине был изображен каждый участник, и все были представлены в символической форме. Когда «четверки» нарисуют свои картины, происходит обсуждение в кругу. Остальные сначала пытаются угадать, какую идею выражает картина, где нарисованы отдельные люди, и какие высказывания, желания или жалобы связаны с этим.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒