Варианты:

Это упражнение можно проводить с разными партнерами, а в это время ведущий читает что-нибудь лирическое и играет медленная музыка.

•    Если участники уже имеют достаточный опыт, можно попробовать отражать движение всего тела — сначала в парах, затем в «тройках», а затем в «четверках».

Можно задействовать физический контакт — ладони участников соприкасаются.

•    Участники могут делать движения одновременно — каждый из них задает свое движение и повторяет движение другого.

Упражнение 6. Четыре окна Цель. Лучше познакомиться друг с другом.

Материалы. Бумага и карандаши.

Время. 30 минут.

Структура работы. Каждый участник складывает лист бумаги так, чтобы получились четыре одинаковые части. В них участиики пишут свои ответы на четыре вопроса (можно выбрать вопросы из приведенных ниже, или ведущий придумает их сам):

•    Что вы хорошо умеете делать (три ответа).

Чем вы наслаждаетесь (три ответа).

Место, где бы вы хотели побывать.

•    Цель, которую вы себе поставили на ближайшие полгода.

•    Ваш любимый цвет.

Ваша любимая книга.

•    Человек, у которого вы многому научились.

Затем участники объединяются в пары (с теми, кого они еще не знают или знают плохо) и делятся своими мыслями друг с другом. В конце упражнения, как всегда, происходит обсуждение в кругу. Каждый рассказывает о любом из своих четырех выборов.

Упражнение 7. Любимая сказка

Цель. Понять любимые истории других членов группы. Материалы. Бумага и карандаши.

Время. 60 минут.

Структура работы. Участники записывают названия своих любимых сказок, затем — имена их главных героев. Спросите, с кем каждый участник идентифицируется. Дайте 5 минут для ответа на вопрос: «Как я выражаю качества и судьбу этого персонажа в своей жизни?» После этого каждый записывает свои мысли.

В заключение участники разбиваются на пары и в течение пяти минут обмениваются мнениями. Затем происходит обсуждение в кругу. Каждый рассказывает, какую сказку он выбрал, с каким персонажем себя идентифицировал и как он реализует в своей жизни качества этого персонажа.

Упражнение 8. Пять прилагательных

Участники описывают собственную личность и пытаются понять индивидуальность других членов группы.

Материалы. Бумага и карандаши.

Время. 20-30 минут.

Структура работы. Каждый участник записывает пять прилагательных или пять коротких предложений, которые характеризуют его личность. (Внимание: имена на листочках не пишутся.) Соберите листочки и раздайте их наугад. Участники читают записи, которые они получили, и пытаются найти автора. При этом они ходят по комнате и проверяют свои предположения. (В заключение происходит обсуждение в кругу и общая оценка.)

26 СТАДИИ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА

Как и люди, группы имеют свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал. При этом, как и у отдельных людей, речь в основном идет о развитии в тех областях, которые связаны с работой и любовью. В отношении группы «любовь» означает: участники должны ценить и понимать друг друга, быть готовыми оказывать поддержку. «Работа» означает: участники в состоянии распознать ресурсы каждого и осмысленно их использовать, они готовы сотрудничать, ставить цели, принимать решения, решать проблемы и учиться.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒