Упражнение 3. Интервью «двойников»

Это веселое упражнение лучше проводить во второй половине воркшопа. Доброволец играет роль ведущего, остальные берут у него интервью. Он отвечает в стиле ведущего, как он его воспринимал до сих пор.

Некоторые «двойники» очень ловко имитируют позу, стиль речи, риторические особенности и излюбленную лексику ведущего, отчего возникает веселая театральная атмосфера. С одной стороны, это способствует определенной «демифологизации» ведущего, с другой — укрепляет его престиж, так как он должен быть достаточно уверен в себе, чтобы таким образом привлечь к себе внимание.

25 ДОВЕРИЕ

Участники могут учиться и работать без напряжения, если каждый из них ощущает свою принадлежность к группе. Чувство принадлежности базируется на принятии того, что происходит в группе, на определенном согласии со способом поведения ведущего, с разделением власти и с процессами реше ния, которые воспринимаются как справедливые и честные. Особенно глубоким это ощущение бывает в тех случаях, когда атмосфера воркшопа становится похожей на ситуацию общения с хорошими друзьями: члены группы испытывают желание делиться друг с другом, говорить о важном для них жизненном опыте, о том, во что они верят, о своих убеждениях и ценностях, желаниях и надеждах. Развивается доверие и чувство единения. Доверие всегда связано с пониманием партнера и возможностью идентификации с ним.

В повседневной жизни часто проходит достаточно много времени, прежде чем доверие появится. Это относится и к организациям, в которых работают участники. Большинство из них рассматривают доверительные отношения, которые они смогли там завязать, как большую ценность, и опасаются, что эти отношения могут быть разрушены происходящими на фирме изменениями — например, слиянием подразделений или продажей компании.

На воркшопе процесс развития доверия может происходить гораздо быстрее. Предпосылка этого — осознание участниками того, что связывает их друг с другом, или того, в чем они друг другу завидуют. Часто люди ценят тех членов группы, которые отличаются от них самих, возможно, они видят в них пример, ролевую модель и иногда — своего рода наставников.

Когда участники чувствуют себя достаточно уверенно, они готовы идти на риск, пробовать новое, более свободно выражать себя. Чем честнее они себя ведут и обращаются друг с другом, тем отчетливее развивается групповая идентичность. Группа становится нашей группой; участники чувствуют свою принадлежность, гордятся группой. Они вступаются за нее и чувствуют себя обязанными ей. Развитие доверия и групповой идентичности является важной предпосылкой для возникновения синергии.

Ниже я привожу примеры некоторых игр и упражнений, которые способствуют развитию доверия.

Упражнение 1. Моя самая ценная собственность Цель. Достижение межличностной близости.

Материалы. Пастель, фломастеры и бумага.

Время. 10 минут на рисование и 5 минут на каждого участника.

Структура работы. Каждый рисует свою самую ценную «собственность», что-то, что ему дорого. Это может быть человек или объект, убеждение или надежда и т. д. Участники сидят в кругу, по одному выходят в центр, показывают свой рисунок и описывают его. Остальные слушают, не комментируя. (Это упражнение может оказывать интенсивное воздействие и вызывать у всех сильные чувства; оно также хорошо подходит для использования в родительско-детских или семейных группах.)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒