Важно, чтобы вы в определенной степени «предъявляли» себя как личность и выходили за пределы профессиональной роли ведущего. Вы можете сделать это следующим образом:

Сообщайте о своих наблюдениях. («Сегодня многие из вас пришли в голубом. Вы договорились? Что это означает для вас сегодня?»)

•    Выражайте свои убеждения и предпочтения. («Сегодня я хотел бы начать день с музыки Моцарта».)

Сообщайте информацию. («Я недавно прочитал статью об интересном групповом методе...»)

•    Выражайте чувства. («В последний день нашего воркшопа я волнуюсь сильнее, чем когда-либо».)

•    Рассказывайте о мечтах, целях, потребностях, желаниях. («Я очень хотел бы принять участие в воркшопе Фрица Перлза».)

Говорите о ваших любимых занятиях. («Я сейчас учусь танцевать под африканские ритмы».)

•    Связывайте свой собственный опыт с темами группы (например, на воркшопе, посвященном литературному творчеству, расскажите об истории, которую написали вы сами).

•    Расскажите что-нибудь из вашего прошлого опыта (например, о вашем первом выступлении перед большой аудиторией и ваших чувствах в тот момент; рассказывайте только реальные истории).

Поговорите о важных для вас отношениях (о положительных и отрицательных примерах или о людях, оказавших на вас особое влияние).

Предложите участникам сообщить что-то подобное о себе (это поможет всем лучше понять друг друга).

СОЗДАНИЕ ОБЩЕЙ ОСНОВЫ

Общая основа включает в себя больше, чем определенную цель воркшопа. Например, если вы проводите воркшоп по развитию автомобильной компании, то общей основой может стать интерес к современным, безопасным и экологичным транспортным средствам, а если он организован для учителей, то общей основой может быть интерес к организации урока без внешней мотивации учащихся. Наличие схожих интересов очень объединяет. Группа узнает о ваших предпочтениях, интересах и заботах, благодаря этому участникам будет легче доверять вам.

Ваше отношение к участникам — фундамент всех учебных процессов. Я предлагаю вам несколько упражнений, которые могут дополнительно способствовать увеличению вашей «прозрачности» для участников.

Упражнение 1. Викторина ведущего

Скажите участникам, что вы готовы провести викторину, чтобы у каждого была возможность проверить свое представление о вас. Каждый пишет два вопроса, которые хотел бы задать вам. Они могут быть связаны с интересами самого участника. Когда вопросы сформулированы, участник закрывает глаза и представляет, как подходит к ведущему и задает оба вопроса, а ведущий отвечает. Воображаемые ответы записываются. Во время самой викторины каждый может задать один вопрос. Ведущий коротко отвечает, а участник читает вслух ожидаемый ответ.

Упражнение 2. Пятиминутное интервью

Ведущий садится в центр круга; перед ним стоит пустой стул. Вызываются три добровольца, которые по очереди спрашивают ведущего в течение пяти минут обо всем, что их интересует. Остальные участники слушают и записывают (после трех интервью происходит совместная оценка).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒