21.    Если вы не уверены в чем-то, скажите об этом. Часто возникают ситуации, когда вы не знаете, что делать дальше, каков должен быть следующий шаг, использовать вам план А или план Б, вмешаться или нет, и т. д. Если нарушился контакт с группой, если вы «потеряли нить» или на время утратили способность творчески мыслить, не способны анализировать ситуацию, лучите всего сообщить об этом группе и попросить ее о поддержке. Возможно, некоторые участники ощущают то же, что и вы, а может быть, у кого-то есть интересная идея. Ведущий не обязан знать все. Доверьтесь готовности прийти на помощь и творчеству группы.

22. Постоянно предлагайте участникам выразить обратную связь. Обратная связь может относиться к различным измерениям групповой работы:

•    Какие способы поведения мешают мне, а какие помогают?

•    Насколько я доволен работой группы?

•    Чему я научился к этому моменту?

•    Что мне нравится в ведущем?

•    Что мне в нем не нравится?

•    Что мне прямо сейчас приходит в голову?

•    Каково мое сиюминутное настроение?

Используйте различные техники обратной связи, чтобы гарантировать возможность ее высказывания каждому участнику. Иногда рекомендуется устанавливать «ритуал обратной связи»: например, вы можете заканчивать встречи «групповым кругом», во время которого каждый участник говорит о том, с какими чувствами и в каком состоянии он завершает сегодняшнюю работу.

24 КОНТАКТ

Контакт (раппорт) между ведущим и участниками — необходимая предпосылка работы на воркшопе. Если у вас налажен контакт с членами группы, они будут позитивно реагировать на то, что вы говорите или делаете (что не равнозначно согласию!). Контакт устанавливается легче, когда участники ощущают вашу готовность идентифицироваться с ними и смотреть на мир с их позиции.

Следите за тем, чтобы поддерживать контакт не только с отдельными участниками, но и с группой в целом. Для этого важно, чтобы вы чувствовали специфику «культуры» данной группы. Групповая культура складывается на каждом воркшопе сравнительно быстро. Чтобы понять важнейшие ее проявления, спросите себя:

•    Кто является неформальным лидером группы?

Каков профессиональный и личный «багаж» участников?

Каково общее настроение?

•    Каков уровень энергии в данный момент?

Какие личные цели стоят перед участниками?

•    Какие цели преследует спонсор?

Помните о том, что в группе всегда встречаются люди с разными личностными особенностями. Все они хотят, чтобы их воспринимали всерьез и уважали, особенно в том случае, если они приходят в группу с амбивалентными чувствами.

ТИПЫ УЧАСТНИКОВ

•    «Вы не можете предложить мне ничего нового». Эти участники думают, что им вообще не нужно участвовать в воркшопе, потому что они уже и так все знают. Они полагают, что знают все теории, пробовали все стратегии и воркшоп не даст им ничего нового. Чтобы вызвать любопытство таких участников, вы можете сказать группе: «Я знаю, что у некоторых из вас уже есть достаточный опыт в данной области. Вполне вероятно, что вы в своей работе все делаете правильно. Но будет неплохо, если вы найдете подтверждение тому, что вы делаете, и познакомитесь с парой новых идей».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒