12.    Тренируйте свою способность к наблюдению! Пусть ваши глаза и уши всегда будут открытыми. Сравнивайте слова и действия участников. Обращайте внимание на выражаемые чувства и отмечайте, когда кто-то, к примеру, пытается скрыть свой гнев. Пытайтесь слушать и смотреть, избегая оценок, но понимая состояние отдельных участников:

Когда кому-то начинают «чинить препятствия»?

Когда кто-то устает, волнуется или скован старыми способами поведения?

Существуют ли в группе коалиции или фракции?

•    Когда участники пытаются ставить вам ловушки?

Когда они саботируют группу?

•    Осознают ли участники, что они делают?

•    Хотели бы они изменить свое поведение?

•    Кто упал духом и почему?

•    Кто собирается по каким-либо причинам покинуть группу? Наблюдайте за поведением участников и решайте, нужно ли ваше вмешательство. Используйте разные формы интервенций. Иногда нам кажется, что у нас возникла гениальная идея о том, как продвинуть группу дальше, но если наше действие не приносит пользы, мы должны отказаться от него с легким сердцем. Вмешательство не должно быть направлено на демонстрацию особых способностей ведущего, смысл его в том, чтобы указывать группе путь к поставленной цели.

13.    Работайте с предложениями и вопросами. Предложения и вопросы — классические средства интервенции ведущего. Откажитесь от советов и не пытайтесь сами решить проблемы. Ваша задача — поддерживать учебный процесс. Не пытайтесь слишком часто сокращать путь к осознанию и решению.

14.    Ведите переговоры. Помогайте группе вести необходимые переговоры и обозначать позицию. Необходимо постоянно принимать решения, изменять цели и вновь определять направления. Побуждайте участников высказывать предложения и контрпредложения до тех пор, пока не будет достигнуто согласие. В результате переговоров между участниками, между ведущим и участниками должно также выявиться максимальное количество решений о способе работы группы. Предметом переговоров могут быть: основные правила, принципы коммуникации, планирование времени, личная ответственность, роли, членство в подгруппах, ценности, цели обучения и работы, обратная связь и методы оценки.

15.    Учитывайте культурные различия. Если в вашей группе собрались представители различных культур, очень важно знать об их ценностных представлениях, обычаях, ритуалах и «сензитив-ных зонах». Если вы не обладаете таким знанием, можно открыто признаться в этом и попросить совета у самих участников. Этим вы подадите хороший пример. Вы покажете, что уважение к каждому участнику — ценность для вас и вам важно углублять понимание разных культур и религий.

Умение чувствовать особенности культуры необходимо и в том случае, когда вы, к примеру, работаете в новой фирме. В организациях существует своя культура, особенности и специфику которой вы можете понять с помощью участников. Не стройте сложных гинотез, просто спросите.

16.    Развивайте искусство импровизации! Ведение групп — это искусство импровизация в рамках согласованной структуры. Существуют некоторые жесткие величины, например, продолжительность воркшопа, количество участников, тема или глобальная цель. Но не существует «партитуры», которой должны придерживаться вы сами и ваши участники. То, что вы вместе делаете, напоминает скорее джаз, чем классическую музыку. Импровизация — искусство объединять известное и новое, терять равновесие и вновь находить баланс. Поэтому не следует придерживаться готовых рецептов. Подумайте о том, что есть множество путей, которые приводят к цели, и что нужно проявлять гибкость при выборе техник и методов. Участники ожидают, что вы с непринужденностью настроитесь на их проблемы и что ваш стиль работы будет интересным и увлекательным. Если вы хоро ший импровизатор, вы одновременно подадите пример тем участникам, которым приходится все чаще импровизировать в деловой сфере. Не теряйте из виду и противоположный полюс: человеческую потребность в надежности, постоянных величинах, ритуалах, доверии.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒