•    Мы слушаем, и участники начинают слушать друг друга.

•    Мы заботливы, и участники начинают заботиться о себе.

•    У нас есть надежда, и участники могут стать оптимистичнее.

•    Мы проявляем уважение, и участники учатся больше уважать самих себя.

23 ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ

Проведение воркшопа — это искусство сопровождения группового процесса, которое способствует достижению установленных целей. В идеальном случае ведущий «сопровождает» групповой процесс и передает группе содержание воркшопа. Такую позицию легче всего занять, работая в естественных группах, которые работают на достижение своих командных целей.

Если участники приходят, чтобы научиться чему-то в профессиональной сфере или с целью развития личности, ведущий дополнительно берет на себя задачи тренера, и есть опасность, что он будет действовать слишком директивно и помешает групповому процессу.

Не существует «правильного» способа проведения групп — и это относится ко всем типам воркшопов. Вместе с тем я хотел бы сформулировать некоторые направления, полезные для каждого ведущего.

1.    Группа может достигнуть большего, чем каждый отдельный участник. Иными словами, группа — нечто большее, чем сумма ее участников. Совместный учебный процесс может высвободить большое количество творческой энергии. Хороший ведущий использует свою интуицию, чтобы вызвать в группе синергетические эффекты. Он знает, что важнейший аспект его работы состоит в том, чтобы чувствовать и развивать творческую энергию группы. Для этого необходимы оптимизм, любопытство и терпение.

2.    Доверьтесь ресурсам группы! Ведущий полагается на то, что группа всегда обладает достаточными ресурсами, чтобы достичь цели и быть продуктивной. Доверие означает и понимание того, что эти ресурсы нужно сначала открыть. Ведущий помогает группе найти и использовать ее ресурсы. Благодаря этому группа получает новые силы. Это не означает, что на каждом воркшопе поставленные цели должны достигаться в полном объеме. Скорее речь идет о том, что ведущий не сдается и устраняет стоящие на пути трудности, когда участники начинают терять мужество.

3.    Уважайте каждого члена группы! Не делайте различий между способными и неспособными, симпатичными и неприятными участниками, уважайте каждого. Исходите из того, что каждый член группы ответственен, компетентен и заинтересован в достизкении цели группы. Не забывайте об этом в тех случаях, когда отдельные участники ведут себя деструктивно. Не рассматривайте их как нарушителей спокойствия, преднамеренно саботирующих цели группы, но просто исходите из того, что эти участники еще не нашли возможности конструктивно использовать свою энергию для достижения целей воркшопа.

4.    Позаботьтесь о том, чтобы воркшоп был безопасным местом для обучения и экспериментирования! Важно защитить группу от внешних отвлекающих факторов и помех. Однако этого недостаточно. Воркшоп — особое психологическое пространство, где нас подстерегают свои опасности. Может исчерпаться энергия группы, проявиться депрессивное настроение или агрессия. Помогите группе заметить и преодолеть такие энергетические проблемы. Нужно также учитывать и некий духовный аспект такой формы обучения: каждая группа — «священное место», в котором расширяется наше сознание и мы ближе, чем в повседневности, соприкасаемся с тайнами жизни.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒