Хороший ведущий может справиться с подобными трудностями и воспринимать их естественно. Он достаточно мудр, чтобы начать воркшоп, проявляя профессиональную и личную скромность.

Важно помнить, что групповой работе всегда свойственна неопределенность. Я, как ведущий, не знаю заранее:

-    что лучше всего для этой группы;

-    как будет проходить групповой процесс;

-    как наилучшим образом способствовать обучению отдельных участников;

-    как я смогу связать учебный процесс в группе с целями заказчика и организации.

Я могу попытаться найти ответы на эти вопросы только вместе с группой, в ходе работы. Начиная обучение, я должен четко определить свою позицию:

Готов ли я отказаться от роли эксперта и в процессе работы принимать установку «Я не знаю»?

Готов ли я поддерживать эту группу в достижении ее цели? Готов ли я уделять внимание каждому члену группы и создавать безопасную атмосферу, в которой каждый может экспериментировать и быть естественным?

Ведущий прежде всего сам должен быть готов экспериментировать и жить с чувством неопределенности. Он должен осознавать, что никогда точно не знает, как выполнить работу наилучшим образом, даже если у него в запасе богатый опыт и большой репертуар техник. Важна его готовность войти в группу и вместе с ней отправиться в «путешествие», уважать творчество и дух группы и в то же время быть достаточно смелым, чтобы при необходимости заставить группу вступить в конфронтацию или остановить ее, если она теряет из виду цель работы или отдельные участники ведут себя деструктивно.

Итак, ведение групповой работы требует прежде всего постоянной внимательности. Кроме того, нам необходимы:

-    самопознание, то есть понимание собственных чувств, потребностей и желаний;

понимание других — мы должны ясно воспринимать участников и пытаться понять их точку зрения; активность, чтобы помогать группе в достижении ее целей.

ОТНОШЕНИЕ ВЕДУЩЕГО К ГРУППЕ

Воркшоп отличается от классических учебных ситуаций, а взаимоотношения ведущего и группы отличаются от отношений учителя и учеников, родителей и детей, менеджеров и коллектива, дирижера и оркестрантов. В этих случаях высока степень авторитетности обучающего. Ведущий же, напротив, работает над тем, чтобы повысить авторитет группы и отдельных участников.

Чтобы выполнить свою задачу, ведущему необходимо завоевать доверие группы. Это предполагает и разговор о том, чего ожидает группа от ведущего. Спросите группу прямо: «Что вы ожидаете от меня как ведущего?» Скажите о собственных представлениях и ценностях, а также о вашем стиле работы с группой. Говоря о вашей философии в отношении группы и учебного процесса, вы многое сообщаете о себе и способствуете возникновению открытой и доверительной атмосферы.

Я полагаю, что ведущий должен играть на воркшопе активную роль. В то же время он должен постоянно реагировать на своих участников и пытаться найти общий с группой ритм «танца». Ведь процесс обучения — своего рода танец: иногда ведете вы, иногда вы следуете за участниками, но в любом случае важно действовать совместно. Основополагающий принцип профессионального отношения к участникам — эмпатия и уважение. Наши знания в области педагогики и психологии, опыт и широкий спектр техник и методов — все это важно, но только этого недостаточно. Необходима адекватная позиция по отношению к клиентам.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒