Профессиональная нагрузка ведущего очень высока, и я хотел бы дать вам две рекомендации, которые, возможно, покажутся неожиданными.

ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА СОВЕТАМИ

Постоянно возникают ситуации, когда нам нужна помощь коллег, супервизоров или терапевтов. Если вы замечаете, что личные проблемы и конфликты влияют на ваш профессионализм, дайте возможность помочь вам. Вопреки общепринятому мнению, обращение за помощью в случае собственных затруднений — признак высокого профессионализма. Это эффективное средство против перегрузки и «синдрома сгорания».

ЛИЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Ведущие воркшопов работают на границе психотерапии и педагогики. Если вы хотите быть высокопрофессиональным специалистом, то должны быть готовы постоянно исследовать собственную жизнь. Невозможно вести участников дальше, чем вы сами готовы идти. До определенной степени само проведение воркшопов имеет терапевтический эффект, но, как правило, этого недостаточно. В соответствующих обстоятельствах вам нужна личная работа с хорошим психотерапевтом. Это может одновременно помочь вам развить творческие способности и интуицию.

22 ПОЗИЦИЯ ВЕДУЩЕГО

Задача ведущего парадоксальна: чтобы работать успешно, он должен быть экспертом с большим опытом и в то же время занимать позицию «новичка», который многого не знает и задает вопросы. Ведь каждая группа уникальна и имеет собственную «индивидуальность», собственный потенциал, свои границы. Как участники и как ведущие мы связаны с группой эмоционально, интеллектуально, интуитивно и духовно. Из этого следует, что в нашем восприятии группа одновременно представляет собой потенциальную возможность и потенциальную опасность.

Процесс вхождения в новую группу труден почти для каждого, потому что у нас возникает страх потери собственной идентичности. Мы боимся ограничения свободы воли или доминирования группы над нами. Еще не ясно, какой вклад мы сами можем внести в жизнь группы и где проходят наши границы. Возможно, мы боимся, что мнение остальных членов группы пересилит наши собственные суждения. Все эти опасения абсолютно реальны. В детском и подростковом возрасте мы часто переживали на себе влияние групп сверстников.

Известно, что сотрудничество — важная составляющая работы на воркшопе. Поэтому у участников возникают вопросы: Сможем ли мы договориться?

•    Буду ли я вынужден присоединяться к мнению группы?

•    Должен ли я идти на компромисс и поддаваться групповому давлению, чтобы нравиться группе и не быть аутсайдером?

Ведущий должен отдавать себе отчет в том, что каждый участник имеет сильную потребность в автономии и, возможно, с трудом решается принять коллективную потребность группы в сотрудничестве и согласии. Такие амбивалентные чувства испытывает и сам ведущий.

ОПЫТ И НЕУВЕРЕННОСТЬ

Даже тот, у кого уже есть некоторый опыт проведения воркшо-пов, в каждом новом случае будет испытывать «предстартовое волнение». Это очень полезное чувство, предостерегающее ведущего от того, чтобы слишком полагаться на заведенный порядок. Каждый воркшоп — это вызов, новая задача для ведущего, ведь он становится частью уникальной группы, частью организма со своими собственными целями и своей культурой. Поэтому совершенно естественно, что ведущему в определенной степени не по себе. Он не знает, как будет развиваться данная группа, он недостаточно знаком с ценностями участников и групповой культурой. Иногда в группе есть участники, вызывающие у него тревогу. В некоторых случаях у ведущего возникает страх, что группа займет по отношению к нему доминирующее положение или он сам поддастся искушению доминировать.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒