В процессе проведения воркшопа важно постоянно следить за своими ощущениями и действиями и задавать себе следующие вопросы:

• Насколько я зависим от одобрения участников?

Могу ли я отклонить чрезмерные требования участников?

Провожу ли я между собой и группой необходимую границу?

•    Достаточно ли у меня смелости, чтобы встретиться с критикой и конфронтацией?

Сохраняю ли я свою внутреннюю сущность?

•    Достаточно ли я забочусь о восстановлении собственных сил?

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ

Стремление к признанию является одним из важных человеческих мотивов. Большинство «профессиональных помощников» выбирают этот род занятий, потому что у них есть неосознанное желание удовлетворить таким способом свою потребность в признании. Именно с этой проблемой встречается большинство ведущих, чувство собственного достоинства которых напрямую зависит от мнения и отношения к ним членов группы. Такой ведущий слишком сильно старается быть «хорошим» и в полной мере удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности участников. Он предоставляет себя в их полное распоряжение не только во время занятий, но и в перерывах и по вечерам. Многие ведущие были раньше чувствительными и внимательными детьми, которые рано научились настраиваться на душевные потребности своих родителей. Следствием этого стало то, что они недостаточно развили свою собственную личность, свои таланты и потенциальные возможности. В результате, став взрослыми, они продолжают страдать от нарциссической уязвимости, которая выражается в том, что они слишком сильно зависят от одобрения других людей.

Ведущий, стремящийся к восхищению и высокой оценке, все время подвергается опасности затягивать работу, проводить слишком много воркшопов или применять методы и техники, гарантирующие спекулятивный успех. По иронии судьбы, он демонстрирует те же симптомы «трудоголизма» и одержимости успехом, что и его участники, которым он хочет помочь преодолеть зависимое поведение.

Мы многое приобретем, признав у себя наличие нарциссичес-ких потребностей и осознанно стремясь к «здоровым выигрышам» , которые может принести работа ведущего.

«ЗДОРОВЫЕ ВЫИГРЫШИ» ОТ РАБОТЫ ВЕДУЩЕГО Проведение воркшопа может дать нам вполне легитимные формы удовлетворения потребностей:

•    Наша задача — вместе с участниками интерпретировать их зачастую неясные и запутанные цели и желания и выводить из них рациональные цели. Мы можем находить удовлетворение в самой возможности помогать участникам упорядочивать их мысли и находить ответы на вопросы.

Часто участники испытывают те же трудности, что и мы сами. Когда мы помогаем им увидеть проблемы в новом свете, сформировать новую установку и сделать разумные шаги для будущего, то одновременно побеждаем и свой внутренний страх перед этими же трудностями. Работа с чужими проблемами дает ведущему прекрасную возможность контролировать и решать свои собственные проблемы.

Работа на воркшопе позволяет удовлетворить любопытство и желание рисковать. Каждая встреча — это приключение, шанс узнать новое о людях и их жизненных обстоятельствах, об организациях, о возможностях обучения и функционировании групп.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒