По окончании оба партнера дают друг другу обратную связь (10 минут) и говорят о своих реакциях на то, что услышали. Какую «правду» они смогли обнаружить в этих выдумках? Какие наблюдения, предположения появились у них о реальной жизни партнера?

Третий шаг — у каждого партнера есть 5 минут, чтобы отреагировать на обратную связь и поговорить о своей реальной жизненной ситуации.

После работы в парах группа снова собирается в круг, и каждый в течение 1 минуты представляет всем своего партнера.

В этом варианте упражнения участник как бы «освобождается» от своей реальной жизненной истории и вступает в контакт с желаниями и потенциальными возможностями, которые могут обогатить его будущее. Все это нередко бывает поразительным для него самого, а у зрителей появляется непривычный, содержательный образ внутренней реальности каждого.

Благодаря необычной «перспективе» участники получают возможность импровизации и развития альтернативных жизненных планов. Это создает хороший настрой на интенсивное обучение.

3. «Группировки» по определенному признаку. В ходе выполнения этого упражнения происходит интенсивное взаимодействие. Каждый встречается с различными людьми и получает большое количество информации.

Предложите участникам походить по комнате: «Найдите как можно быстрее всех участников, которые родились в той же местности, что и вы». Все начинают бегать по комнате, выкрикивая название своего места рождения, и спрашивают об этом осталь ных до тех пор, пока не образуются малые группы. Затем вы можете спросить у каждой группы, в какой местности родились участники. Таким образом вы получите всю информацию, а тот, кто еще не нашел себе группу, сможет легче сориентироваться.

В заключение предложите участникам снова походить по комнате и найти участников, которые родились под тем же знаком Зодиака,что и они.

Можно искать и другие интересные совпадения:

-    одинаковое количество братьев и сестер;

-    одинаковая очередность рождения в семье;

-    одинаковый цвет глаз;

-    одна и та же первая буква имени; сходные жизненные обстоятельства;

-    одинаковые причины участия в воркшопе;

-    одинаковые чувства в данный момент и т. п.

Это упражнение стимулирует к интенсивному взаимодействию даже робких людей. Оно проводится в игровой форме, не представляющей опасности для участников, и способствует возникновению чувства групповой сплоченности. Любая группа удивляется, когда выясняется, как много детского в участниках, что одиноких не меньше, чем состоящих в браке, и т. д. Для ведущего это упражнение также поучительно, так как он быстрее узнает о жизненных обстоятельствах членов группы.

20 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЕДУЩЕГО

Проведение воркшопа — непростая задача. Так как каждая группа уникальна, ведущий каждый раз по-новому проявляет себя, свою интуицию и душевную гибкость. Порой мы втайне испытываем волнение: а сможем ли снова привести группу через все неизбежные трудности к успеху? В конце мы понимаем, какой напряженной была работа, и осознаем, что нам нужно время для восстановления.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒