• Интересны ли вы как ведущий? Большинство участников прежде всего боятся скуки. Какова бы ни была тема воркшопа, они хотят как можно скорее узнать, будет ли работа с вами приносить удовольствие. У каждого из них достаточно опыта сидения на скучных уроках в школе или на лекциях в университете, и им хотелось бы избежать подобного времяпрепровождения. Поэтому постарайтесь заверить участников в том, что вы будете стараться создать для всех возможность получения интересного опыта.

Компетентный ли вы ведущий? Достаточно ли вы разбираетесь в тематике воркшопа? Как правило, важно быстро ответить на эти вопросы, чтобы группа доверяла вашему профессионализму. Если вы проводите командный тренинг с участниками, большинство из которых существенно старше вас, вы можете сказать следующее: «Меня зовут Ханс Майер. Я уже более шести лет занимаюсь темой развития организаций и их выживания в трудных ситуациях. Я изучал роль команды в современных организациях. Для меня эта тема очень интересна, и я буду рад вашему участию в работе. В то же время я надеюсь научиться чему-то и от вас. Я думаю, что этот воркшоп будет успешным, если нам удастся объединить ваш опыт и мои знания». Если вы уже «ветеран», то можете сказать по-другому: «Меня зовут Ханс Майер, и я рад возможности работать с вами. Я уже двадцать лет работаю с командами и надеюсь, что в конце воркшопа вы почувствуете, что получили пользу от работы со мной. В любом случае я буду стараться, чтобы вы не только научились здесь чему-то новому, но и получили удовольствие от обучения».

Честный ли вы ведущий и можно ли вам доверять? Участникам известно, что на воркшопе нелегко сохранить анонимность, которую обеспечивают более масштабные мероприятия. В группах с относительно небольшим количеством участников каждый неизбежно предъявляет себя со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Как правило, участники осознают, что лучше всего они смогут учиться, если пойдут на некоторый риск и будут готовы делать ошибки. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы ведущий был тактичным, не давал никому «потерять лицо», никого не выделял особо и был готов оказать поддержку в случае трудностей. Ясно и определенно скажите, что вы понимаете эти тревоги: «Я хотел бы быть внимательным к каждому, мне очень важно, чтобы воркшоп был успешным для каждого из вас».

Если вам удалось установить хороший контакт с группой, можно познакомиться с участниками поближе, например, с помощью описанного в следующей главе упражнения «Вопросы ведущему».

17 ВОПРОСЫ ВЕДУЩЕМУ

Это упражнение поможет участникам лучше узнать ведущего. Кроме того, это интересный групповой опыт, демонстрирующий важные составляющие динамического обучения: любознательность, готовность к риску, сообщение личных мыслей и чувств, сотрудничество ведущего и участников, а также постановку задач, которые могут быть решены различными способами. Когда собирается новая группа, у каждого есть множество впечатлений и предположений об остальных участниках, а также о ведущем. Если вы хотите представить себя интересным образом, то можете сделать следующее.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒