В первые минуты воркшопа происходит установление контакта с группой. Это особое ощущение, которое говорит вам, что участники слушают вас и внимательны к тому, что вы говорите. Если вы не можете установить контакт, у вас скорее всего возникнет ощущение беспомощности и фрустрации. Вы облегчите себе задачу, если в начале работы скажете о собственных амбивалентных чувствах. Невозможно начинать каждый воркшоп с неизменно позитивными чувствами. Часто нам хотелось бы заняться чем-нибудь другим, иногда у нас появляется «предстартовая лихорадка», и мы не знаем, сможем ли успешно работать именно с этой группой, порой в группе есть участники, вселяющие в нас неуверенность, а иногда и такие, которых мы эмоционально не принимаем. Все эти ощущения совершенно нормальны, и они проходят быстрее, если мы сами себе в них признаемся.

Кстати, для установления хорошего контакта с группой вовсе не обязательно, чтобы нам нравились все участники и мы нравились всем. Достаточно, чтобы мы уважали их и они уважали нас. Если некоторые члены группы нам симпатичны, это весьма отрадно, и вполне вероятно, что в ходе воркшопа нас заинтересуют и другие участники, которые поначалу казались скучными или проблемными.

Чтобы установить контакт с участниками, ведущий должен быть способен идентифицироваться с ними, понимать их точку зрения, уметь слышать и чувствовать то, что слышат и чувствуют они. Эта способность к эмпатии не означает обязательного одобрения всего, что делают или думают участники. Мы не должны стремиться изменить членов группы, мы сопровождаем их обучение, стараемся быть «катализатором» группового процесса и хорошей моделью для подражания.

Уже в самом начале воркшопа важно «почувствовать» группу. Это особенно интересно, когда участники не знакомы друг с другом. Группа развивается шаг за шагом, и у нас есть возможность повлиять на групповые нормы. Впрочем, это не должно привести к мысли, что мы можем контролировать группу. Она создает свою собственную культуру. Чтобы принести максимум пользы, ведущий должен занимать различные позиции: иногда быть в центре, иногда — на периферии, а порой — вне группы. Только такая «маневренность» позволит ему принимать во внимание различные потребности и пожелания участников. Важнейшая задача ведущего — заботиться о том, чтобы каждый участник чувствовал к себе уважение и чтобы у всех были равные возможности для обучения.

Но только альтруистического отношения недостаточно. Не менее важно, чтобы ведущий был примером спонтанности и аутентичности. Спонтанность и способность к импровизации необходимы для динамического обучения. Они практически всегда действуют заразительно.

Начало воркшопа в некотором отношении похоже на первый день в школе. Участников волнует множество вопросов:

Что произойдет со мной?

•    Что я сделаю, когда что-нибудь случится?

•    Какая польза будет мне от этого?

Будут ли на меня оказывать давление, буду ли я смущен или обижен?

Следует ответить на эти вопросы как можно скорее. Прежде всего важно учитывать классические опасения участников: что ведущий будет скучным, что они ничему не научатся и попусту потратят время, что с ними будут некорректно обращаться. Я хотел бы подробнее остановиться на этих опасениях.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒