•    Время от времени предлагайте участникам пересесть, чтобы сменить перспективу и создать новое межличностное пространство. Скажите: «Пожалуйста, выберите себе новое место. Переместитесь хотя бы на пять стульев от того места, где сидели прежде».

Постоянно давайте участникам возможность работать в новых подгруппах или командах. В конце команды обычно рассказывают всей группе о своей работе, и это повышает ответственность каждого. Вы можете сказать: «Пройдитесь по комнате и соберитесь в малые группы из 4-5 человек. Выберите среди участников тех, с кем вам хотелось бы познакомиться и поработать над этим заданием».

Работа с партнером — хорошая возможность лучше узнать себя. Обратная связь может натолкнуть на собственные размышления. Предложите участникам: «Вместе с партнером придумайте короткий тест на тему «Готовность к сотрудничеству» . Затем ответьте на вопросы этого теста и оцените степень готовности к сотрудничеству друг друга».

•    Участники могут в парах подготовить новые темы для работы. Предложите им следующее: «Выберите себе партнера, который по-другому смотрит на руководство коллективом. Создайте вместе с ним «карту», посвященную делегированию ответственности ».

Как правило, большинству такие формы работы нравятся, однако для склонных к соревнованию членов группы слишком интенсивное и частое сотрудничество с другими может быть затруднительным. Будьте тактичны, учитывайте менталитет участников и вводите подобные приемы постепенно.

9. Проявляйте заботу об участниках. Большинство взрослых людей не получают достаточной заботы в семье и на работе. Если они почувствуют, что вы ненавязчиво и тактично проявляете заботу, сделайте дальнейший шаг, чтобы завоевать их сердца. Вот несколько возможных способов проявления заботы:

•    Через определенные промежутки времени предлагайте небольшие двигательные упражнения.

•    Следите, чтобы в помещении была комфортная температура и достаточно свежего воздуха.

•    Время от времени можно выполнять короткие «массажные упражнения». (Например, «массажный круг» —каждый в течение минуты массирует плечи стоящего перед ним участника, а стоящий сзади массирует его; через минуту все разворачиваются и делают массаж другим партнерам.)

•    Позаботьтесь о том, чтобы опоздавшие участники могли без проблем войти в помещение.

•    Следите за тем, чтобы все могли свободно отвечать на вопросы. Для письменных ответов приготовьте доску.

16 ПЕРВЫЕ МИНУТЫ

В первые минуты у вас есть возможность наметить основные направления, так как участники находятся в особом состоянии, если работают с вами впервые. Открытие воркшопа решает различные задачи: необходимо сориентировать участников, дать им примерный план работы, мотивировать их и установить с ними контакт. Участники могут быть настроены по-разному. Возможно, кто-то мысленно еще дома или на работе — думает о том, что он пропустит, находясь здесь, кто-то ожидает чего-то конкретного и сомневается, что его ожидания оправдаются, и т. п. Ваша задача — постепенно направить внимание всех на совместную работу. Начальная стадия двухдневного воркшопа продолжается 1-2 часа. За это время участники должны адаптироваться и настроиться на работу. Ваши основные задачи на этот период:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒