•    Чтобы создать более раскрепощенную атмосферу, отмечайте результаты работы участников маленькими праздниками. Например, если вы создаете «карту», пусть работа пройдет в праздничной атмосфере, с музыкой, фруктами и т. п. В конце участники могут разбиться на «пятерки», показать свои наброски и дать друг другу позитивную обратную связь.

•    Используйте театр импровизаций и ролевые игры — чем значительнее задача, тем выше риск и сильнее задействованы чувства. Пусть участники разделятся на «актерские» команды и подготовят, а затем сыграют интересные сценки («семья с безработным отцом», «проигравшая футбольная команда», «группа студентов, которая решила прервать учебу, чтобы основать фирму», «участники экспедиции, машина которых сломалась в пустыне», и т. д.).

•    Организуйте спор: устройте дебаты, дискуссию экспертов, инсценировку супружеской ссоры и т. п. Важно, чтобы было две различных точки зрения, это повышает энергию группы. Участники могут разделиться на пары и поиграть в игру «У тебя есть то, что нужно мне». Участник А — владелец воображаемого предмета, который очень нужен участнику В. Первый участник ни в коем случае не должен его отдавать. Такая фрустрирующая ситуация должна поддерживаться в течение 5 минут. Затем происходит обмен ролями. В конце пара может «поспорить физически», «перетягивая» воображаемый канат.

В начале и в конце воркшопа организуйте процедуры, которые помогут участникам настроиться на работу либо осознать, чему они научились. В начале встречи можно предложить членам группы разбиться на пары и ответить на три вопроса: «За что я сейчас больше всего благодарен жизни? Какой вопрос занимает меня сильнее всего в настоящий момент? Какую цель я хотел бы достичь сегодня?»

•    Используйте упражнения, игры и другие процедуры, чтобы задействовать эмоции участников. Прекрасная активизирующая игра — «Датский бокс». Участники сжимают все пальцы правой руки, кроме большого, и пытаются на мгновение зафиксировать под своим пальцем палец партнера. Эта игра проходит весело и улучшает контакт.

8. Поддерживайте ответственность и самостоятельность участников. Важно, чтобы участники активно работали и принимали на себя ответственность за свой учебный процесс. Для сдержанных, слабо мотивированных членов группы особенно подходят формы работы, связанные с сотрудничеством. Велика вероятность, что в ходе взаимодействия участники с высокой мотивацией встретятся со слабо мотивированными и «заразят» их своим интересом. Поэтому всегда старайтесь создавать учебные ситуации, требующие взаимодействия участников:

Постарайтесь, чтобы участники все время работали с разными партнерами. Скажите, к примеру: «Выберите для этого упражнения того, с кем вы еще не знакомы,., с кем не работали,., у кого другой темперамент,., кто работает в другом отделе компании...»

•    Предложите какие-нибудь упражнения в парах. Например: «Повернитесь к своему соседу и поговорите с ним о том, с каким настроением, с какими мыслями каждый из вас пришел сегодня на встречу».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒