3.    Обращайте внимание на все возникающие вопросы. В начале воркшопа поднимается множество вопросов, связанных с безопасностью участников: «Могу ли я рассчитывать на конфиденциальность? Могу ли быть уверенным, что не опозорюсь? Оправдается ли мое участие? Получу ли я какую-либо пользу?» и т. п. Многие вопросы подобного рода поначалу остаются невысказанными, потому что участники боятся задавать их, так как еще не могут правильно сориентироваться, растеряны и не знают, как отреагирует ведущий. Поэтому важно всегда относиться к вопросам с уважением и не оставлять их без внимания. Если кто-то поднимает руку, покажите, что вы заметили этот сигнал. Скажите: «Я видел, что вы подняли руку. Разрешите мне вернуться к вашему вопросу через три минуты ». Или предложите участнику, если ситуация позволяет, говорить сразу. Не игнорируйте никого из тех, кто хочет высказаться. Замечайте также тех, кто дает о себе знать в посторонних разговорах. Постарайтесь вовлечь их в беседу, так как часто в таких разговорах высказываются важные мысли. Сообщите участникам, что в начале воркшопа процессы общения проходят не так легко, как в дальнейшем. Дайте понять, что личность участника для вас важнее, чем жесткое следование программе.

4.    Способствуйте тому, чтобы участники приняли на себя ответственность за обучение. Побуждайте их как можно раньше высказаться по поводу того, что и как они хотели бы изучать. Когда участники контролируют свое обучение, они более мотивированы и активны и достигают лучших результатов.

Вот несколько способов, с помощью которых можно сделать это:

Пригласите участников перед воркшопом и предложите им сформулировать свои предложения и цели и отправить вам по электронной почте, факсом или письмом.

Пусть участники определят важнейшие цели своей работы в малых группах.

Составьте вместе со всеми список целей и предложите дополнять его во время работы.

Повесьте на видном месте доску и попросите участников записывать на нее свои предложения.

Время от времени устраивайте «мозговой штурм», чтобы выявить новые цели и важные вопросы. («Мозговой штурм» — не только творческая техника, он делает возможной «мягкую постановку вопросов», когда участники могут отвечать на них по-разному, не подвергаясь большому риску, ведь в этом случае по определению нет неправильных ответов.)

5. Используйте объединяющие игры. Я хотел бы предложить вам несколько интересных игр, которые достаточно мягко пробуждают в участниках социальное любопытство. Они предназначены для групп, члены которых поначалу не знакомы между собой.

Игра «Обмен карточками с именами»

Каждый получает карточку и пишет на ней свое имя, а также три-пять слов, которые его характеризуют (например, «футбольный болельщик», «саксофонист», «отец маленькой дочери», «пользователь Интернета» и т. п.). Соберите карточки и раздайте их снова по принципу случайности. Каждый должен найти хозяина карточки.

Игра «Разыскивается»

Составьте объявление о себе (набросайте примерный портрет, приведите сведения о росте, цвете волос, хобби и завершите текст словами: «Последний раз видели там-то...»). Но не пишите, как вас зовут. Покажите объявление группе в качестве примера, предложите каждому сочинить такое же про себя и написать его на листе бумаги. Затем повесьте листы на стену, и пусть группа попытается найти автора каждого объявления.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒