• Подготовить хороший план проезда к месту проведения воркшопа. Если участники приезжают из разных мест, то на плане должны быть указаны ближайшие станции, удобный выезд с шоссе или соседняя магистраль. Постарайтесь сами «разведать» дорогу к месту проведения мероприятия. Если вы обнаружите отсутствие дорожных указателей или вывесок с названиями улиц, вам придется дать дополнительные указания участникам: «Пожалуйста, поезжайте вверх по улице А, поверните налево перед парикмахерской на улицу В...»

•    Указать, как найти нужную комнату, (если воркшоп проходит в большом здании). Если вы скажете просто: «Воркшоп состоится в конференц-зале», это менее информативно, чем, например, такое уточнение: «Поднимитесь на лифте на третий этаж, идите налево по коридору. Он приведет вас прямо к двери конференц-зала».

•    Обозначить «маршрут следования» небольшими указателями направления. Это можно сделать достаточно быстро, если использовать самоклеящиеся листки, закрепив их на дверях и стенах. На каждом листке должны быть стрелка-указатель, дата и символ воркшопа (это может быть ключевое слово из названия воркшопа).

•    Быть на месте вовремя. Почти всегда кто-то из участников приходит раньше, пока вы еще не разместили свои «указатели». Поэтому могу порекомендовать обратиться к ко-му-либо в здании с просьбой о том, чтобы они позаботились о таких рано пришедших участниках.

т Если воркшоп проходит в гостинице, можно начать с чашечки кофе или чая: «С 8.30 до 9.00 — регистрация участников и информационная встреча за чашкой кофе или чая». Такой план точно определяет, что начало работы — в 9.00.

•    Проинформировать участников о том, что им нужно принести с собой (особенно если воркшоп длительный). Если работа проходит в гостинице, достаточно взять с собой только одежду для отдыха или спортивный костюм, но если вы нашли оснащенный по-спартански домик в горах, нужно сообщить участникам, чтобы они захватили с собой, к примеру, полотенца и т. п. Не забудьте также напомнить участникам о документах и материалах, необходимых для участия в воркшопе.

•    Если вы хотите, чтобы участники заранее настроились на работу, можете предложить им принести с собой какой-нибудь «значимый предмет», который обладает для них символическими качествами или недавно принес им успех.

15 СЛОМАТЬ ЛЕД

Не все участники приходят на воркшопы с воодушевлением. Большинство из них автоматически принимают установку на обучение, как это было в школе. Треть участников имеет высокую мотивацию, еще треть — потенциально отзывчива, но ждет стимула, остальные мотивированны слабо. Естественно, наша цель — стимулировать средне и слабо мотивированных участников, пробудить любопытство и прежде всего использовать групповую динамику, чтобы как можно больше участников смогли почувствовать, что обучение и экспериментирование могут приносить удовольствие.

В этой главе я хотел бы предложить различные процедуры, которые можно применить для снижения сопротивления. Их можно использовать в любой последовательности. Какие приемы вы выберете для своей работы и в какой очередности будете их применять — зависит от интересов участников.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒