Какие нерешенные проблемы они могут принести с собой?

Почему они участвуют в воркшопе?

•    Что участники ожидают получить на воркшопе в личном и профессиональном планах?

•    Что общего у членов группы?

•    Чем они различаются?

Происходят ли между участниками конфликты?

•    Каков возраст участников и соотношение мужчин и женщин в группе?

•    Есть ли у членов группы опыт участия в воркшопах?

•    Какого стиля работы ожидают члены группы от ведущего? Предпочитают ли они директивный стиль ведения? Готовы ли они экспериментировать? Может быть, они больше ориентированы на безопасность?

Какие личные убеждения, жизненную философию, «деловую» культуру приносят с собой участники?

•    Какие учебные процедуры больше всего подходят для работы по теме воркшопа?

•    Какие концепции, понятия, язык близки и понятны данным участникам?

Какой временной режим работы выбрать? (Продолжительность каждой встречи, длительность и периодичность перерывов и т. п.)

•    Что необходимо участникам, чтобы после работы на воркшопе они возвращались домой довольными?

Насколько участники нуждаются в поддержке, одобрении, заботе?

•    Есть ли среди них особенно незащищенные?

Кто из участников особенно важен для вас как для ведущего?

Планируете ли вы пригласить кого-то, кто может вдохновить участников?

СОСТАВЛЕНИЕ «КАРТЫ» ВОРКШОПА

Представьте все свои знания и соображения об участниках и о воркшопе в виде «карты» (mindmapping) (см. главу 46). Эта техника предоставит вам возможность учесть максимальное количество факторов и усилит ваши творческие способности. Вы сможете наглядно отобразить всевозможные связи между интересами участников и спонсоров, учебными целями, обучающими приемами и техниками и переносом опыта в повседневную жизнь. В результате у вас получится подобие карты, которая будет поддерживать вашу маневренность во время воркшопа. Кроме того, это поможет вам запомнить подробности.

Вы можете действовать так: изготовьте плакат, в середине которого напишите тему. Нарисуйте разноцветными маркерами «ответвления», которые будут представлять важные для вас направления. Напишите их названия и добавьте подпункты, символы и иллюстрации. Используйте как можно больше различных цветов. Варьируйте величину надписей в зависимости от важности пунктов. Нарисуйте стрелки и линии соединений, чтобы обозначить взаимосвязи.

Отведите достаточно времени на создание «карты». Настройтесь на то, что во время работы вы осознаете что-то новое и откроете перспективы, которые позднее могут быть для вас полезны.

Не забудьте нарисовать «ответвление», которое будет означать ваши личные ресурсы и слабые стороны. Какие сильные стороны вы можете использовать на воркшопе? Какие предубеждения, страхи и внутренние затруднения могут помешать работе? Что нужно сделать, чтобы извлечь пользу из этих «препятствий»? (Например, вы недостаточно разбираетесь в профессиональной сфере участников. В этом случае вы можете объяснить, что сами хотели бы чему-нибудь научиться в этой области и вам нужна помощь группы.) При необходимости вы можете в дальнейшем использовать свою «карту» наворкшопе, если решите познакомить участников с этим классическим инструментом работы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒