ТВОРЧЕСКАЯ СМЕНА ПЕРСПЕКТИВЫ

Иногда мы понимаем свое собственное поведение, поведение других людей или какую-либо проблему лучше, если пробуем оценивать их из новой перспективы. Порой бывает достаточно просто сменить положение тела. Это весьма наглядно демонстрируется в фильме «Клуб мертвых поэтов» —когда учитель, которого играет Робин Уильяме, предлагает своим ученикам встать на столы и посмотреть на мир с новой позиции. С тем же успехом мы можем предложить участникам идентифицироваться с кем-то другим и увидеть ситуацию его глазами.

Можно передать учебный опыт в иной форме, например, изобразить его на рисунке, с помощью пантомимы или танца. Такое преобразование часто приводит к появлению нового взгляда, так как происходит отказ от привычных вербальных интерпретаций.

Еще одна возможность — работа с метафорой: «В этой ситуации я вел себя как еж, которого облаивает собака. Я свернулся и защищался с помощью иголок». Эта метафора совершенно естественным образом выражает личную потребность в защите — и такого понимания многим участникам трудно достичь напрямую, так как оно, возможно, не соответствует их представлению о себе.

10 ПЛАНИРОВАНИЕ ВОРКШОПА

Даже если вы предпочитаете гибкий стиль работы и любите импровизировать, необходимо спланировать воркшоп заранее. Представьте себе, как мог бы проходить воркшоп с начала до конца, и учтите, что возможны два или три различных «сценария». Так как каждая группа уникальна, мы всегда принимаем в расчет возможные неожиданности, но подготовка дает нам ощущение уверенности. Тогда у нас возникает приятное чувство, что мы настроились на группу, на тематику, на множество интересных экспериментов и действий и в крайнем случае сможем использовать что-то из того, что заготовили заранее. С другой стороны, мы верим в то, что в случае каких-либо неожиданностей у нас спонтанно возникнут идеи новых учебных процедур.

В основном подготовка продолжается столько же, сколько сам воркшоп. В случае трудных или новых для нас тем можно даже исходить из соотношения 1:2 (на 1 час воркшопа — 2 часа подготовки).

АНАЛИЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧАСТНИКАХ

Самое важное — заранее настроиться на участников группы и их потребности. Вначале мы проводим что-то типа «маркетингового исследования» и спрашиваем себя: «Кто участники? Есть ли сходство с предыдущими группами? Что здесь будет по-другому? » и т. п. Можно использовать следующий список вопросов, чтобы собрать максимум информации об участниках:

Каков стиль мышления большинства участников — эмпи-рически-естественнонаучный или логико-математический? Развит ли у них межличностный интеллект? (Подробнее о типах интеллекта см. главу 42.)

•    Насколько знакома участникам предложенная тема?

•    С какими новыми идеями, способами поведения, стратегиями вы хотели бы ознакомить участников? Легко ли будет усвоить их членам этой группы?

•    Является ли участие в воркшопе добровольным или это обязанность?

•    Какими ресурсами располагают участники?


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒