ТВОРЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Расслабленное внимание не тождественно спокойствию и концентрации, это намного более динамичное состояние, сопровождаемое сильными эмоциональными переживаниями, изменениями в мыслительных процессах и на телесном уровне (частота дыхания, кровяное давление, частота пульса и т. п.). В ходе учебного процесса меняются настроение, степень любознательности, стиль мышления учащихся. Они переживают состояние взволнованности, когда с нетерпением ждут результата своих действий, иногда — сильное чувство удивления, когда вдруг понимают что-то важное или внезапно обнаруживают связь определенных вещей. Однако существует и некий страх: боязнь неизвестного, страх последствий и т. п.

Итак, в ходе интенсивного обучения постоянно происходят изменения на уровне чувств, восприятия и мышления. Онинеобхо-димы для того, чтобы обучение переживалось как живой процесс, поддерживалось творческое напряжение, дающее импульс к продолжению работы с определенной темой. Такое напряжение частично появляется при работе с «провоцирующей» темой. Но и сам ведущий — посредством специальных интервенций и приемов — должен способствовать тому, чтобы обучение оставалось увлекательным. Чем больше в преподавателе от «бюрократа», тем меньше вероятность, что ему это удастся. Он сам должен проявлять фантазию и находиться в состоянии расслабленного внимания, чтобы своим примером поддерживать его и в других.

Практические рекомендации ведущему. Для обеспечения состояния расслабленного внимания нужно выполнить еще ряд условий. Это определенная позиция ведущего и участников, применение дидактических стратегий и (особенно в случае длительных воркшопов) развитие группы как учебного сообщества.

АВТОРИТЕТ ВЕДУЩЕГО

Каждый, кто имеет опыт обучения взрослых, знает, как много замечают участники. Они реагируют не только на происходящее в группе, но и на все сигналы, которые посылает ведущий. Участники автоматически пытаются выяснить, что же он на самом деле думает и чувствует. Вопрос, который они себе задают, звучит примерно так: «Насколько мы можем ему доверять? Можем ли мы идти на риск и делать ошибки?» Поэтому степень доверия ведущему имеет большое значение. Г. Лозанов в этой связи говорит о «престиже» преподавателя. Под этим подразумевается не популярность, известность или власть, а авторитет, которым его готовы наделить участники. Авторитет ведущего зависит от трех факторов:

1.    Участники могут больше доверять ведущему, если чувствуют, что он ведет себя конгруэнтно, то есть его слова соответствуют невербальным сигналам и поведению.

2.    Ведущий говорит то, что думает, и чувствует то, что говорит. Это означает искренность его высказываний. Кроме того, участники ожидают, что ведущий способен понять другого и принять его чувства, способы мышления и проблемы.

3.    Еще один важный фактор — профессиональная позиция ведущего. У него должно сложиться собственное отношение к темам, о которых идет речь. Ему нужны глубокие знания, но еще важнее — личный интерес к рассматриваемым темам. Он не должен выступать в роли эксперта, у которого на все готов ответ, но должен уметь показать, что и сам хочет участвовать в учебном процессе и чему-то научиться. Только таким образом он сможет стать хорошей моделью для участников и даст им понять, что можно учиться на протяжении всей жизни.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒