Значение представления о своем Я много лет обсуждалось в психологии и педагогике. Вспомним, к примеру, транзактный анализ с его схемой «Я хороший, ты хороший». Эта идея представляется мне слишком упрощенной. На мой взгляд, мы не можем отделить наши чувства и «Я-концепцию» от наших достижений, творчества и способности к пониманию. Было бы иллюзорно верить в возможность хорошо себя чувствовать или улучшать представление о себе, не связывая эти чувства с фактическими достижениями и развитием наших знаний. Наша «Я-концепция» связана со всеми тремя частями нашего мозга и зависит от бесконечного числа внешних стимулов. Наша психика сама собой управляет. Мы можем изменить наше представление о себе только с течением времени, постоянно и интенсивно обучаясь.

Нужно также понимать, что наше Я и соответственно представление о себе изменяется, одновременно оказывая сопротивление. (Это, конечно, имеет практический смысл, так как без стабильного Я мы вели бы себя полностью непредсказуемо.) Сопротивление изменениям нарастает, если они воспринимаются как опасные. Мы интерпретируем как «опасность» не только физическую угрозу, но и любую угрозу тому, что мы считаем нашей идентичностью. Все, что унижает меня в моих глазах и в глазах значимых для меня людей, угрожает моей личной идентичности. Если я как учащийся чувствую такую опасность, то теряю состояние расслабленного внимания и, чтобы защитить себя, снижаю уровень психического функционирования. Если я чувствую себя обиженным или ощущаю опасность, я сопротивляюсь.

Когда участники учебной группы ощущают угрозу представлению о себе, они как бы обособляются, перестают следовать за темой, становятся невнимательными. Поэтому нам нужно пытаться поддерживать Я участников. Поддержка заключается не только в дружелюбном и понимающем отношении; участники должны переживать рост собственных интеллектуальных возможностей, ощущать, что в обучении задействованы их чувства и тело. Соответственно наши стратегии обучения должны предполагать защиту чувств участников. Для этого надо, чтобы:

- временные рамки и атмосфера воркшопа позволяли участникам свободно задавать вопросы;

была создана возможность для открытого обсуждения;

-    взаимодействие было естественным и психологически грамотным (участники и ведущий «активно слушают» друг друга и используют «Я-высказывания»).

Если удастся добиться того, чтобы человек полностью — интеллектуально, эмоционально и физически — включился в обучающий процесс, обучение будет динамическим. Самая сильная сторона человека состоит в возможности постоянно учиться. Интенсивное обучение является предпосылкой для реальных изменений и развития.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Центральная задача работы с любой учебной группой — воспрепятствовать «выключению» участников из учебного процесса или переходу на простые формы обучения. Мы постоянно должны заботиться о том, чтобы члены группы находились в оптимальном состоянии и соответственно могли бы использовать при обучении все три «части» своего мозга. Характеристики оптимального психического состояния:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒