Если мы хотим создать условия обучения, защищающие от переключения на архаичные, защитные формы поведения и способствующие более полному функционированию мозга, мы должны учитывать следующие принципы:

Результаты обучения должны быть открытыми. Лучше всего мы учимся, когда есть множество возможных решений, а не один правильный ответ.

•    Личностная значимость обучения должна быть достаточно высокой. Нужно принимать во внимание опыт участников, их жизненный стиль, их понимание самих себя и окружающего мира.

•    Нужно акцентировать внутреннюю мотивацию. Способность к творчеству и готовность к сотрудничеству повышаются, когда учащиеся чувствуют, что их обучение зависит от них самих.

Временные рамки выполнения заданий не должны быть слишком жесткими. Мозг не работает по 30- или 60-минутным циклам. Отдельные шаги обучения требуют гибких временных границ и смены форм обучения. Чем более открыты временные рамки, тем глубже обучение и тем сильнее индивидуальные изменения.

•    Задания должны представлять собой посильный «вызов». Участники должны знать, что в случае необходимости они смогут получить поддержку со стороны ведущего. Самые успешные учащиеся ищут себе задания «обозримой» трудности. Они достигают большего, так как усложняют цели медленно и постоянно, по частям, чтобы на каждом этапе успех был наиболее вероятен.

Ключ к динамическому обучению состоит в том, чтобы участники добивались успеха и развивали уверенность в себе, постепенно ставя перед собой все более сложные цели.

В повседневной жизни все мы часто переживаем разного рода кризисы, поэтому атмосфера воркшопа должна быть безопасной, а ведущему нужно позаботиться о том, чтобы было достаточно перерывов для отдыха, и предусмотреть в учебном процессе активное расслабление. Мы должны стараться по возможности уменьшать страх и стресс и создавать вместо этого ситуации посильного «вызова».

8 РАССЛАБЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ

Мы часто слышим от участников, что им нравится атмосфера воркшопа, что на встречах они поняли что-то важное и это сильно повлияло на их личную жизнь и работу. Они ощущали внимание к своим чувствам. Решающий принцип, о котором мы должны все время помнить: для участников важно, что они чувствуют в процессе обучения.

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Уже в школьном возрасте мы понимали, когда были обижены, когда — расстроены. Мы точно знали, когда голодны, когда нам необходим перерыв для отдыха. И став взрослыми, мы также знаем и чувствуем, что для нас хорошо, а что — не очень, и это помогает нам избегать неприятного и вредного и стремиться к позитивному. Проще говоря, уже с детства мы усваиваем не только определенные знания, но и чувства, сопровождающие обучение. Мы изучаем не только содержание, но и общий контекст — то, как другие на нас реагируют, как с нами обращаются, принимают ли во внимание наши ожидания и опасения.

Наряду с эмоциональным «радаром», помогающим распознавать позитивные и негативные аспекты ситуации, с течением времени развивается наше Я, которое выражается в сложной системе предпочтений и антипатий, воспоминаний и ожиданий, знаний и понимания, способов реагирования, талантов и ценностей. Мы не можем точно локализовать нагну личность ни в одной части мозга, но мы можем исходить из того, что любой учебный процесс изменяет ее организацию. Чем более интенсивно обучение, тем сильнее изменяется наше мышление и представление о себе.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒