24.    Уделяйте внимание развитию вербальной коммуникации. Я не раз призывал вас не забывать в ходе работы на воркшопе про тело и давать участникам возможность двигаться. Телесные упражнения помогают участникам стать более спонтанными и живыми. С другой стороны, вербальная коммуникация — мостик, связывающий нас с другими, как в профессиональной, так и в семейной жизни. Нередко эта коммуникация ограниченна, манипулятивна и недостаточно эмпатична. Воркшоп предоставляет прекрасную возможность потренировать наши речевые коммуникативные способности, которые так необходимы во всех областях человеческой деятельности.

Но вербализация важна и в другой связи. Когда участник размышляет по поводу своего учебного процесса, он должен поговорить об этом. Он может вести внутренний монолог, сделать записи в дневнике, обсудить учебный опыт в парах или в малых группах. Диалог с другими — это эффективная возможность закрепить изученное и подготовить «перенос» в повседневную жизнь.

25.    Работайте с противоположностями. Противоположности играют важную роль в восприятии, мышлении и чувствовании. Я предполагаю, что мы так восприимчивы к полярностям, потому что наше тело организовано по тому же принципу: оно симметрично, у него есть правая и левая стороны, верх и низ. Предложите участникам подумать о противоположностях в их мышлении, чувствах и поведении. У всех есть «мыслящая» и «чувствующая», доминантная и подчиняющаяся части, мы бываем независимы и зависимы, наша энергия возрастает и падает, и т. д. Помогите участникам научиться обращаться с противоположностями более гибко. Доминирование какого-то одного полюса затрудняет любые процессы. В гештальт-терапии существует множество хороших техник, которые помогают исследовать и признавать полярности, существующие в нашей жизни.

26.    Меняйте временные перспективы. Во время работы на воркшопе учитывайте прошлое, настоящее и будущее. Основа работы — актуальный опыт участников, полученный в группе, поэтому ведущий должен придерживаться принципа «здесь и теперь». Однако цель работы — научить участников чему-то, что пригодится им в будущем. Поэтому ведущему понадобится ориентация на будущее. С этой целью можно применять техники, которые «переносят» будущее в настоящее: ролевые игры, техники воображения, «мозговой штурм» и т. п. Но мы также знаем, что на пути работы с будущим нам встретятся препятствия. Причем самые труднопреодолимые «барьеры» кроются в нашем прошлом опыте, в тех ограничениях, которые мы наложили на себя рань ше для нашей собственной защиты. Поэтому ведущему необходима также ориентация на прошлое. При этом он должен вести себя осторожно. Слишком интенсивная работа с прошлым может изменить характер воркшопа и сделать из него терапевтическое мероприятие. Насколько интенсивно стоит обращаться к прошлому, зависит от интуиции и характера группы и ведущего.

27.    Готовьте участников к переносу знаний в повседневную жизнь. Используйте заключительную стадию работы группы для подготовки участников к возвращению в повседневную жизнь. Это предполагает консолидацию учебного процесса, формулирование идей и практическое применение новых способов поведения в ролевой игре. На долгосрочных воркшопах дайте участникам возможность осознать личное прощание с группой, расставание и связанные с ним чувства.

28.    «Танец» с участниками. Как ведущий, вы предоставлены доброй воле участников. Они будут готовы к сотрудничеству с вами, если почувствуют, что вы настраиваетесь на каждого индивидуально и в то же время гарантируете надежное и уверенное руководство. Но не только этим определяется «танец»; новые «ритмы», «мелодии» и «танцевальные па» возникают в каждый момент групповой работы. Самые прекрасные «танцы» состоялись на воркшопах, которые уже прошли. Их мы удерживаем в памяти как особые переживания, и нам ничего другого не остается, как все время удивляться и ждать, какой «танец» подарит нам предстоящий воркшоп. Самое важное — мы исполняем «танец», а не занимаемся перетягиванием каната или игрой в теннис.


⇐ вернуться к прочитанному |