20.    Используйте в работе теорию. Важно, чтобы ведущий все время обдумывал и расширял собственную теоретическую базу. Теория — это мысленная «карта», а не реальность. В то же время теории существенно влияют на наши способы поведения и стиль работы с группой. Они во многом определяют выбор техник и видение того, как мы можем помочь клиентам. Существует взаимосвязь между излюбленными теориями и характером ведущего. Важно постоянно помнить об этой взаимосвязи. Опытный ведущий обладает многообразными теоретическими познаниями. Он избегает построения своей работы на основе лишь одной теории или метода. Существуют сотни когнитивных, биологических, психодинамических и других теорий обучения, каждая из которых обладает определенными заслугами. Постарайтесь открыть прелесть относительно простых и ясных теорий. Они меньше отвлекают нас от нашей важнейшей задачи — быть хорошим примером для участников — интересным, готовым рисковать и делать ошибки и признавать их.

21.    Границы ответственности. Ведущий должен быть готов ознакомить участников воркшопа с собственным учебным процессом, мышлением, собственными эмоциями и чувствами. Он должен раскрыть свои стратегии решения проблем и конфликтов. Я уже говорил, что воркшоп напоминает танец, в котором ведущий порой оказывается ведомым, порой ведет партнера сам и при этом все время пытается найти общий ритм с участниками. Ответствен ность за успех этого «танца» лежит не только на ведущем. Но он ответственен за создание контекста обучения. Он должен предложить техники и навыки, способствующие динамическому обучению. Если воркшоп проходит хорошо, в этом заслуга не только ведущего, а если воркшоп непродуктивен, в этом не только его вина — участники тоже несут за это ответственность.

22.    Не пытайтесь кого-то изменить. Конечно, ведущий хотел бы, чтобы участники учились и изменялись. Но не следует пытаться добиваться изменений напрямую. Важно создать оптимальные условия, чтобы участники могли выразить то, что они думают и чувствуют, попробовать новые способы поведения и подумать о том, что они хотели бы изменить в личной и профессиональной жизни. Если участник видит возможность быть другим и действовать по-другому, значит, ведущий работал эффективно. Когда кто-то находит новые альтернативы, для него начинается самая трудная часть обучения — реализовать их в жизни.

23.    Помните о необходимости интеграции мышления, чувств и поведения. Воркшоп бывает более удачным, если мы делаем акцент на этих трех измерениях нашего существования одновременно. Для меня важно, чтобы участники имели возможность воспринимать и выражать свои чувства, потому что чувства сопровождают нас каждую секунду нашего существования и в значительной степени руководят нами; но не менее важно, чтобы участники подумали о том, как чувства влияют на их мышление, взгляды, ценности и способы принятия решений. Поэтому я направляю внимание участников на их практическое поведение. Если они этим недовольны, я побуждаю их попробовать другие способы поведения, чтобы им было легче осуществить конкретные изменения после воркшопа.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒