14.    Не бойтесь экспериментировать. Опытные и неопытные ведущие различаются прежде всего готовностью к экспериментированию. Учебные процессы на воркшопе постоянно принимают неожиданные обороты, как бы ни называлась основная тема. Опытный ведущий приветствует неожиданности, они дают ему возможность проверить собственные творческие способности: надо импровизировать и с ходу придумывать техники и процедуры. Если вы чувствуете, что утрачиваете гибкость и инициативность, подумайте, не нужна ли вам супервизия, не хотите ли вы поработать с соведущим или продолжить образование.

15.    Принимайте советы. Время от времени возникают ситуации, в которых вам нужна помощь коллег, супервизоров или тера певтов. Если вы замечаете, что личные проблемы и конфликты влияют на ваши профессиональные способности и работу, дайте возможность оказать вам помощь. Вопреки существующему мнению, обращение за помощью — признак профессионализма. Это эффективное средство против перегрузки и «синдрома сгорания».

16.    Помните о собственной терапии. Ведущие воркшопов работают на границе между терапией и педагогикой. Если вы хотите стать высокопрофессиональным ведущим, то должны быть готовы постоянно исследовать собственную жизнь. Никто не может вести своих клиентов дальше, чем готов идти сам. До определенной степени ведение воркшопов «терапевтично» для ведущего, но, как правило, этого недостаточно. Время от времени необходима работа с хорошим терапевтом для проработки ваших собственных проблем и личностного роста. Это также эффективное средство для развития вашего творчества и интуиции.

Чтобы посмотреть на собственное развитие с новой точки зрения, вы можете задать себе следующие вопросы: «Как бы функционировала группа, если бы все участники были похожи на меня? Где бы она "застряла"? Когда и почему могло бы проявиться сопротивление?»

17.    Техники должны быть адекватны содержанию. Основная роль ведущего состоит в том, чтобы поддерживать учебные и рабочие цели участников. У него нет задачи решать проблемы. Он должен предоставить техники, облегчающие работу с темами участников и в то же время проясняющие связи между отдельными темами и между членами группы. Таким образом, участники получают возможность размышлять об отношениях, осознавать возникающие ассоциации и открывать для себя новые образцы поведения.

18.    Используйте юмор! Если юмор тактичен, он может быть очень полезным при разрешении трудных и порой болезненных ситуаций, возникающих на воркшопе. Время от времени используйте техники и игры, которые вызывают веселье. Смеются в тех группах, где высока степень доверия.

19.    Основывайтесь на фактах, а не на интерпретациях. Конечно, ведущий думает о развитии воркшопа, поведении и жизни отдельных участников, об организации-заказчике. Но его интерпретации не должны стать исходным пунктом работы на воркшопе. Используйте «передний план» — то, что Бруно Бет-тельхейм называет «очевидным». Очевидное легко игнорировать, потому что мы к нему привыкли, потому что считаем его неизбежным, потому что боимся коснуться его. Обратите на это внимание группы и нарушьте табуне говорить об очевидном. Это может высвободить продуктивную энергию. Очевидное часто состоит из паттернов: женщины в группе не выражают признания по отношению к мужчинам; мужчины игнорируют предложения женщин; кого-то из участников не замечают и т. д.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒