6.    Соблюдайте конфиденциальность. Чтобы воркшоп был безопасным местом для участников, нужно обсудить тему конфиденциальности. Это относится к большей части воркшопов. Проверьте себя на этот счет. Часто ведущие сами нарушают это важное правило.

7.    Техники — это техники, а не цели. Пожалуйста, не забывайте, что техники (игры, эксперименты и все прочие интервенции) нельзя рассматривать в отрыве от ведущего, который их использует. Если вы интуитивно не чувствуете характер воркшопа и каждого участника, то техники не помогут. Результат применения техники в значительной степени зависит от группового климата и личных отношений между ведущим и участниками. Если вы думаете больше о техниках, чем о своем желании «танцевать» вместе с участниками, то «суть» группового процесса ускользает от вас.

8.    Предлагайте эксперименты. Не делайте акцент на своих знаниях и избегайте позиции эксперта. Не считайте себя более зрелым, чем участники, но будьте терпимым и готовым к экспериментам. Представляйте свои предложения, интервенции и техники в первую очередь как эксперименты. Это поможет создать в группе демократичную атмосферу и вызовет заинтересованность участников.

9.    Проявляйте уважительное отношение к участникам. Предоставляйте участникам обратную связь вежливо и прямо. Если вы предлагаете интерпретации, высказываете предположения, используете техники, делайте это осторожно, тактично и скорее в гипотетической манере. Таким образом, у каждого участника появляется возможность отклонить ваши предположения, не теряя при этом лица.

10.    Избегайте профессиональных терминов, характерных для различных психотерапевтических школ и закрепившихся в педагогике и образовании. Психологический жаргон отталкивает многих участников и мало способствует ясности мышления и восприятия. Попытайтесь выражаться четко и просто. Спрашивайте себя: «Понял бы ребенок то, что я хочу сказать?»

11.    Обращайте внимание на невербальную коммуникацию. Следите за невербальными сигналами, которыми участники обмениваются с вами. Избегайте трактовать их как эксперт, не пытайтесь распределить участников по каким-то категориям или типологиям. Подобные типологии — научно «приукрашенные» суеверия, польза которых лишь в том, что они придают уверенность ведущему. Вместо этого учите членов группы обращать внимание на язык тела и осознанно использовать его.

12.    Позволяйте группе помогать вам. В ходе работы часто возникают ситуации, когда ведущий не знает точно, что ему следует делать. Неопытные ведущие игнорируют свой лучший ресурс — мудрость членов группы. Самый простой путь получить помощь — сказать о вашем затруднении и попросить участников о поддержке. Давая группе возможность помочь себе, вы разрешаете множество проблем. Группа принимает на себя большую ответственность, и ситуацию можно прояснить с большим успехом.

13.    Не плывите против течения. Постарайтесь пробудить любопытство участников и узнайте об их целях и желаниях. Пусть интересы участников будут вашей «путеводной звездой»; поддерживайте их в том, чтобы они могли найти ответы на собственные вопросы. Не ведите учебный процесс в направлении, которого не желают ваши участники.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒