80 ПОЧТИ КРЕДО

И в заключение я хотел бы напомнить вам некоторые принципы ведения группы, которые представляются мне важными. Я пытаюсь учитывать эти принципы в моей собственной работе и верю, что многие из них могут быть полезны и вам.

1.    Ориентируйтесь на участников. Я полагаю, что ведущий играет на воркшопе важную роль, но в то же время он должен постоянно ориентироваться на участников. Процесс обучения — своего рода «танец»: иногда вы ведете, иногда — следуете за участниками, но в любом случае вы пытаетесь создать вместе с группой общий ритм.

Основой профессионального отношения к участникам являются чуткость и уважение. Мы постоянно должны помнить: психо-лого-педагогические знания, опыт и широкий спектр полезных техник и методов — все это важно, но этого недостаточно. Необходима еще правильная позиция по отношению к клиенту:

•    Мы слушаем, и участники тоже начинают слушать сами себя.

•    Мы заботливы, и участники начинают заботиться о себе.

•    У нас есть надежда, и участники получают новую надежду.

•    Мы относимся к людям с уважением, и участники учатся уважать себя.

2.    Избегайте предрассудков и поспешных предположений. Если вы хотите стать хорошим «катализатором» учебного процесса, то постарайтесь отставить в сторону предубеждения по отношению к клиентам, с которыми вы работаете. Наши предрассудки ограничивают нас и наших клиентов. Прежде всего проверяйте свои предрассудки в отношении возраста, этнической принадлежности, пола, религии, сексуальных предпочтений и профессиональных позиций. По возможности не стройте молчаливых предположений об участниках, спросите их прямо, кто они, чему они хотят научиться, что для них важно. Так вы, по крайней мере частично, сможете избежать навязывания участникам собственных ценностных представлений и понимания реальности.

3.    Учитывайте культурные различия. Приспосабливайте свой стиль и методы работы к потребностям клиентов, которые происходят из разной социальной и культурной среды. Модифицируйте свою технику. Стиль ведения, учитывающий разные культурные особенности, требует значительной гибкости и готовности к экспериментам. Учитесь у своих клиентов, задавайте им вопросы.

4.    Осознавайте собственные ценности. Техники и методы, которые мы используем, не являются ценностно-нейтральными. Мы выбираем то, что соответствует нашему характеру, нашим убеждениям, нашему «эмоциональному профилю». Иногда необходимо поговорить на воркшопе о наших собственных ценностях и убеждениях, чтобы участники поняли нас и нашу работу. Старайтесь уважать ценностные представления других людей. Будьте готовы так изменить свой стиль работы, чтобы он соответствовал спектру ценностей, представленному среди участников воркшопа.

5.    Помните о необходимости хорошей подготовки. Ответственный ведущий старается технически подготовиться к воркшопу и, как правило, заранее сообщает участникам важную информацию. Но можно легко забыть о том, что мы должны сами психологически подготовиться к ведению группы, размышляя о том, что происходит в настоящее время в нашей личной жизни, с какими проблемами мы встретились, в чем наша ситуативная сила и уязвимость. Наше состояние автоматически воспринимается участниками, поэтому важно, чтобы сам ведущий ясно осознавал его.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒