•    Каждый участник записывает на листочке бумаги важную идею, понятие, принцип, которые он усвоил на воркшопе и собирается использовать в будущем. Записки складываются и помещаются внутрь надувных шариков. Затем шарики подбрасывают в воздух. Через две минуты каждый ищет свой «счастливый» шарик, который берет с собой домой.

Варианты. Каждый по команде протыкает шарик и смотрит, что написано на листочке, спрятанном внутри, а потом берет эту записку, как глас оракула, с собой домой.

•    Участники разбиваются на команды и делают набросок плаката (с подписями и рисунками) на тему «"Жемчужины мудрости" на воркшопе». Плакаты вешают на стену, участники осматривают их и ставят свою подпись рядом с теми «перлами мудрости», которые нравятся им самим и которые они хотели бы взять с собой.

•    Проведите дискуссию в малых группах, во время которой будут найдены ответы на следующие вопросы: «Что было интересно? Что было ценно? По каким вопросам мое мнение отличается от мнения остальных? Что я понял о самом себе? Как можно использовать то, чему я научился?»

11. Создание «карты». Разбейте группу на «четверки», чтобы в таких командах нарисовать «карту» (см. главу 46). Это прекрасная возможность еще раз проследить учебный процесс и создать ощущение завершенности. Задание включает и сферу бессознательного. В то же время возникает чувство, что нужно понять нечто реальное. Хорошую «карту» можно создать за 10-20 минут. Участникам понадобятся листы плакатной бумаги и цвет ные маркеры. Готовые «карты» развешивают в комнате, и участники знакомятся с работами всех «четверок».

12.    Обратная связь для ведущего. В конце воркшопа ни в коем случае нельзя забывать об обратной связи по поводу вашей деятельности как ведущего. Конечно, не все высказывания важны для вашей дальнейшей работы, но вы сможете увидеть определенные тенденции. Рассматривайте обратную связь как критику фильма: кое-что действительно является делом вкуса. Некоторым участникам вы понравились, кому-то — нет. Это совершенно нормально. Особенно серьезно относитесь к высказываниям, затрагивающим вопросы, над которыми вы уже думали. Чтобы получить максимально полную картину, можно комбинировать различные методы. Вот некоторые из них:

•    Предложите участникам написать свою оценку воркшопа, не больше чем на одну страницу, с позитивной и негативной обратной связью.

Проведите открытую дискуссию с участниками.

•    Разделите участников на команды, чтобы обсудить воркшоп.

•    Попросите участников провести совместную оценку воркшопа в письменной форме.

•    Повесьте на стену плакат с определениями (например: ценный, слишком легкий, слишком тяжелый, скучный, слишком медленный, слишком быстрый, мало содержания, меткий, полный и т. д.). Каждый участник ставит крестик рядом со словом, которое описывает его опыт на воркшопе.

Предложите участникам простой бланк (заготовленный заранее), который можно заполнить за пять минут.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒