Незавершенные фразы:

•    Я надеюсь, что ты...

•    Я хотел бы, чтобы ты не забыл...

Больше всего я ценю в тебе, что ты...

•    Я дистанцируюсь, когда ты...

•    Ты сам себе ставишь палки в колеса, когда ты...

Ты игнорируешь свои сильные стороны, когда ты...

Другой член группы может записать комментарии, которые получает адресат обратной связи, чтобы показать их ему позднее. После этого участнику становится понятно, что именно ему следует оставить в памяти.

7.    Что я беру с собой. Во время последней встречи предложите участникам высказать окончательное мнение о том, что значит для них участие в воркшопе, что они собираются «взять с собой». Резюме из одного или нескольких предложений вынуждает осознать личную значимость полученного опыта. Можете организовать этот процесс как ритуал: участники встают в круг, и каждый по очереди сообщает (в одном предложении), что он получил на воркшопе. Ведущий также может рассказать о собственном важном опыте.

8.    Взгляд в будущее. Предложите участникам представить, какие изменения произойдут в их личной и профессиональной жизни через год или через пять лет. Затем пусть члены группы образуют пары и проведут два «раунда» игры. В первом «раунде» они представляют себе, что случайно встречаются через год. Начинается разговор о жизни и важных изменениях. Рассказывают также о том, что не изменилось, о надеждах и желаниях, которые не сбылись.

Во втором «раунде» участники представляют себе случайную встречу через пять лет. Эта техника помогает экспериментировать с различными временными перспективами и осознавать возможные успехи и неудачи.

9.    Против забывания и обесценивания. Эта ролевая игра помогает создать «иммунитет» против тенденции через какое-то время забывать или обесценивать успехи в обучении. Добровольцы садятся во внутренний круг и представляют себе, что встретились через несколько месяцев после воркшопа. Они говорят прежде всего о том, что сделали, чтобы приуменьшить ценность воркшопа и забыть то, чему научились, допуская при этом всевозможные преувеличения.

Принятие этих негативных реакций может привести к уменьшению вероятности подобного поведения.

10.    Техники для краткосрочных воркшопов. Краткосрочные воркшопы больше ориентированы на содержание. Они ставят в центр внимания новые знания и понимание. Групповой процесс выражен в меньшей степени, а эмоциональные привязанности участников, естественно, более поверхностны. Для краткосрочных воркшопов подходят следующие техники:

•    «Мозговой штурм» в малых группах — концентрация на центральных пунктах обучения.

•    Ассоциативная игра в малых группах. Участники получают список из шести случайно выбранных слов (например: леопард, окно, компьютер, весна, барсук, красный). Нужно составить шесть предложений, в которых сформулированы идеи, высказанные на воркшопе. В каждом предложении используется одно из слов.

•    Участники разбиваются на команды и пытаются сформулировать слоган, выражающий важную мысль, о которой шла речь на воркшопе.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒